Оглавление

вторник, 5 января 2016 г.

Хроника Ча.гина. В погоне за счастьем.




Предрождественский вертеп.
Никита Сергеевич Михалков, вновь вышедший на днях в эфир со своим «Бесогоном», я думаю не без помощи наших «протестов» в Гугле, посетовал на катастрофически низкий уровень интересов и знаний отечественных граждан. Я не уверен, что в средние века, петровские или даже в советские времена уровень интересов был выше, но в достопамятные времена Советского Союза базовые знания были точно шире.
Во всяком случае, такого издевательского смешения исторических эпох, продемонстрированного в «Бесогоне» при проверке скудных знаний у наших простых тинэйджеров, не произошло бы никогда. Кто такой Жуков, когда Наполеон напал на Россию и при чем здесь Кутузов тогда знали все, даже двоечники. Я помню как один из таких закоренелых двоечников из нашего класса пересказал на пятерку изумленной учительнице содержание романа «Война и мир». Правда, для этого он всего лишь специально посмотрел фильм Бондарчука. Ну и что, знания-то остались! Да и фильмы были! Хочешь «Адмирал Ушаков», хочешь «Петр Первый», а хочешь и «Они сражались за Родину». Про бравых ментов (блатной жаргон) и совершенно «чужих» (кошмар-фантастика) кино и трех-программный телевизор показывали в СССР редко.
И это не ностальгия, а простая и объективная память. Нас еще то ли в насмешку, то ли всерьез называли «самая читающая нация»! Еще бы, собрания сочинений классиков, включая классиков марксизма-ленинизма, выходили миллионными тиражами. Какая-никакая, но вера во что-то светлое была. Люди искренне верили, что уж если не сейчас, то завтра, в крайнем случае послезавтра, настанет Счастье для всех!
Хотя при этом интеллектуальном фиаско наши современники в том же выпуске «Бесогона» проявили свою блестящую осведомленность по поводу звезд эстрады, то есть шоу-бизнеса и скандального эпатажа.
Михалков еще справедливо заметил, что текст больше страницы сегодня осилит не каждый, сложно, проще смотреть картинки. Обидно? 
Я тоже об этом уже писал (см. «Архив») – посмотрим уложусь ли я в стандарт «читабельности ХХI века» и какой будет эффект.
Что же все это значит?  
Иная система ценностей и устремлений? Порочная система подачи знаний?
Только система бьет систему – моё любимое изречение. Вот и бьют неведомые вороги (или ведомые?) по изначальному, краеугольному. Так и Крым из святого источника единства и рождения нашего могучего государства превратился то ли в предмет геополитического спора, то ли в вожделенный курорт, где очень скоро, после реконструкции, должно быть все включено. В том числе и свет. Хорошо хоть присутствует термин «геополитического» – кто-то все же догадывается о не простом положении и значении этого сакрального треугольника, расположенного как раз посредине между экватором и полюсом.
У каждого народа есть такая святая земля. У сербов это Косово поле, у настоящих американцев – Теночтитлан, у арабов – храм Кааба, у индусов – Луксор, у китайцев – Тибет и так далее. 
Попробуй тронь любую из этих святынь и неисчислимые беды обрушаться на весь мир. Что, собственно, и происходит.
Или вот Иерусалим – святыня практически всех народов и цивилизаций. Представляете, что будет, если кочергой пошурудить там, на Ближнем Востоке?! А ведь это уже случилось!
Вот Владимир Познер и Иван Ургант, продолжая международно-просветительскую деятельность своими сериалами, и решили приоткрыть завесу тайны для нашего темного населения посредством телевидения, которое смотрят как бы все. В предрождественскую неделю на «голубые экраны» вышел их очередной фильм «Еврейское счастье». Только время показа выбрано, по-моему, неудачное: самые юные, кому полезней всех, уже спят, подростки еще дискотечат и клубятся, а среднее поколение предпочитает в вечерний прайм-тайм смотреть привычные ментовские войны. Остаются те, кто все это знает, и им, пожалуй, интересна только манера подачи. А жаль.
Вообще, как я уже говорил, работа Познера, несмотря на явное неприятие его творчества массовой аудиторией, вызывает у меня неподдельное уважение. Да, я не согласен с некоторыми его взглядами и суждениями, но попробуйте пройти тот сложный путь в жизни и журналистике, какой судьба уготовила Владимиру Владимировичу, попробуйте прожить столько лет, не принадлежа полностью ни к одной культуре, а потом судите. И с этой точки зрения его мнение очень важно.
Про Ивана Андреевича, оттеняющего мудрые мысли нарочито скромного автора, здесь я не буду разглагольствовать.
Естественно, это не рецензия, поэтому отмечу без особых комментариев те моменты фильма, которые показались мне символичными. Так в одном из уличных эпизодов (я надеюсь не постановочном) большая христианская картина, прислоненная у одного из храмов Иерусалима, опрокинулась на хасида – ортодоксального иудея, и придавила его, а проходящая мимо мусульманка даже не удосужилась подать ему руку, быстро проскочив мимо.
Глубоко.
Или кадры с рассуждениями араба, владельца ресторана, расположенного в самом сердце древнего еврейского города, который, мечтая о независимом палестинском государстве, тем не менее согласен на всё – пусть иудеи молятся у Стены Плача, мусульмане в храме Аль-Акса, хритиане у Гроба Господня, и, добавил он, пусть это будет общее, но свободное и демократическое государство.
Однако все современные мудрецы, политики и журналисты, не говоря о простых людях, забывают чуть ли не Соломонову истину – моя свобода кончается там, где начинается твоя…
Искренне удивило меня и то, что Иисус Христос несколько раз упоминается в фильме как еврей. Мои скромные знания напоминают мне, что в человеческом обличье Господь был арамеем, хотя и это не столь важно, так как Ипостась Бога, я считаю, не должна служить ни предметом раздора, ни причиной объединения в какие-то национально-религиозные сообщества (прости, Господи, я ведь по существу!).
Фильм продолжается и посмотрим в чем же состоит именно еврейское счастье и какие выводы нам предложат авторы, хотя сам Познер всегда предлагает делать выводы телезрителям.
Ах, счастье…
Вечная погоня человечества за Счастьем!
За Счастьем, лучшей жизнью в своем понимании, когда-то орды Чингисхана, а сегодня – беженцев с Ближнего Востока и Африки, сметая все на своем пути, устремились в Европу. Во имя Счастья одной группы населения в огромной стране были уничтожены все другие. За Счастье своей нации безумные полководцы водили и водят до сих пор свои армии на захват чужестранных недр и богатств.
Да и наши тинэйджеры – будущее государства, глядя в «ящики», и с трепетом внимая рассказам о роскошной жизни звезд, тоже думают, что это и есть настоящее Счастье!
Да, Счастье – это вожделенная и недостижимая мечта любого человека.
Сообразно запросам. Но не любой ценой.
Я думаю, что как раз долгое отсутствие Святынь в душах и какой бы то ни было общечеловеческой Системы хоть подачи, хоть навязывания определенных знаний и приводит к подобному пониманию современного счастья.
А мне кажется…
что я…
сегодня счастлив…
на самом деле!



Комментариев нет:

Отправить комментарий