Оглавление

суббота, 19 августа 2017 г.

Кудесник



«…Было утро и ярко светило солнце. Впервые ехал по хорошо знакомому, но обновленному Мурманскому шоссе. Как здесь обычно бывает – дождь сменил солнце, потом опять ясно и так несколько раз. После поворота на Старую Ладогу показались купола церкви Иоанна Предтечи.
Церковь стоит на крутом берегу Волхова, на излучине реки. Вдали видны три холма гробницы Вещего Олега. Говорят, что под церковью есть подземный ход, который ведет на другой берег, а в нем, под рекой, стоит гроб Рюрика. Не знаю насчет гроба – не видел, но в начале подземного хода я побывал.
Отслужили литургию. Древняя церковь хранила память предков. Я легко представил себе, что рядом со мной стоят дружинники князя Олега. После службы Отец Евстафий, а это он восстановил церковь, пригласил нас на трапезу в один из церковных пределов.
Я сидел за дощатым столом, на деревянной лавке и предо мной были простые и обильные яства – уха, картошка, мясо, рыба и фрукты, а надо мной нависали лики святых и в полумраке светилось Распятие. Вокруг ходили убогие женщины и светлые девочки из церковного хора. Священники говорили мудрые речи, и сотрапезники внимали им с ясными лицами…
Все было нереально. Где я?!
Тогда встал я и сказал, что здесь удивительным образом слились для меня случайные детали мозаики жизни – древняя столица Руси, могилы Рюрика, моего вероятного пращура, князя Олега, воспетого Пушкиным, потомки которого, в свою очередь дружили с моими предками, на столе стояло церковное вино «Массандра», из тех самых мест, где уже я сам был всегда счастлив, рядом стояла русская водка «Алтай», как напоминание о погибели моего деда в ссылке в тех краях. И люди, которые меня окружают, сказал я, уверен, – все придут на помощь в трудную минуту – Отец Евстафий, Отец Георгий, мои друзья.
Да уже и приходили…
Я вышел из церкви на простор. Зажглась радуга и оперлась одним концом в святой источник. Я спустился к нему по косогору и напился студеной воды.
Когда я вернулся в трапезную, негромко звучало пианино, и я услышал «Yesterday»! Это одна из незаметных «убогих» женщин в ватнике присела к инструменту в свободную минутку…
Потом святые отцы и прихожане устроили импровизированный концерт. Пели и читали стихи Пушкина, Блока, Пастернака. А Отец Евстафий сел к роялю и спел что-то из Вертинского…
У меня уже кончилось все удивление, какое имелось вообще!
Когда мы уезжали, одна из женщин в темном платке, но со светлым лицом сказала, глядя мне в глаза, что я очень не простой, – наверное, волшебник. Дай Бог, если она права. Но это из той же сказочной фантастики, как и все мое короткое странствие…
*

Имя Евстафий означает устойчивый.
Если верить антропонимике, всем Евстафиям характерны спокойствие и уравновешенность. Евстафий всегда надеется на лучшее, верит в людскую доброту, открыт к людям. У него сильно развито чувство долга и ответственности. Евстафий переживает неудачи, но не подвержен унынию, его спасает чувство юмора. Евстафий интеллигентен, наблюдателен, способен логически мыслить. У него аналитический склад ума. За какое бы дело ни брался, делает его хорошо, иначе просто не умеет. Он постоянно стремится к совершенству, а это для Евстафия всегда недостижимо. Евстафий может выглядеть нелюдимым молчуном, но при этом он любит своих друзей и заботится о близких. Нельзя требовать от него что-либо, нужно принять его таким, каков он есть.
Игумен Евстафий (в миру Михаил Михайлович Жаков) — российский общественный и религиозный деятель, учёный-философ, врач, церковный администратор. Кандидат философских наук. Игумен Русской православной церкви.
Получил широкую известность как человек, восстановивший разрушенные храмы в Карелии, Санкт-Петербурге и в Ленинградской области; как инициатор создания иконы «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина» и иконы в честь кавалера Ордена Мужества рядового Е. А. Родионова, не изменившего своей вере.
Это почти официальная информация.
Но об этом светлом человеке с суровым обликом очень часто говорят не только в церковных кругах, но и светских, мол, еретик, реформатор, «сталинист» и т.д. вплоть до приписываемых ему уголовных статей.
Вот например.
«Выставивший в церкви Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне икону блаженной Матроны с изображением Сталина игумен Евстафий подал в отставку, пишет издание "Коммерсант".
"Руководство РПЦ осудило настоятеля храма в Стрельне игумена Евстафия, который выставил в церкви икону с изображением Иосифа Сталина. Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ", — пишет газета.
По информации издания, игумен сделал выводы: он уже попросил "под давлением общественности" освободить его от должности. На иконе Сталин изображен со святой Матроной. По легенде Иосиф Сталин встречался с ней осенью 1941 года.
Игумен Евстафий вчера для комментариев был недоступен. Ранее он заявлял, что Иосифа Сталина он почитает "как своего отца". "Чувство, что Сталин — отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, — рассказал отец Евстафий. — Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце".
Руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский заявил, что "произошло дисциплинарное нарушение": клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. С поступком священника будет разбираться правящий архиерей — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В Санкт-петербургской епархии говорят, что не знают, откуда появилась икона, и называют действия игумена "сектантством", поскольку "того или иного персонажа можно почитать как святого в церкви только после канонизации".
Игумен сделал выводы: он перенес икону из храма в свой дом. Более того, по словам источника "Коммерсанта" в епархии, свободомыслящий игумен "под давлением общественности" уже написал прошение об освобождении от должности.
"Он уже довольно пожилой человек, не выдержал издевательств над собой,- пояснил источник.- Иконы нет, служителя нет. Так что говорить не о чем".»
А стоит поговорить.
Может быть все это так, может быть и нельзя вывешивать неканонические иконы (кто это определяет, Господь Бог?), может быть Сталин – тиран (есть доказанная версия, что все репрессии были связаны с банальным казнокрадством), может быть восстановленные в самый тяжелый для страны период церкви никому не нужны? Кто знает доподлинно?...
Но надо помнить, что игумен служит Богу. Искренне.
Однажды, оглядев паству Отца Евстафия, я спросил как он может привечать людей, которых отвергло общество (это еще мягко сказано). Взглянув на меня своим пронзительным взором, игумен кратко ответил:
- Божье слово нужно всем.
И я понял.
Да, помимо всяческих никчемных «разборок», Отец Евстафий спасает души людей. И я тому живой свидетель. В буквальном смысле – живой! Меня он спас от физической смерти. После приговора главврача ВМА Шевченко мне оставалось, по его словам, жить неделю. Отец Евстафий, сказав «погоди», отслужил для меня службу «один на один», и благословил. Врачи удивились.
Вот так просто, без пафоса и литературно-журналистских изысков. И таких примеров масса.
Но шлейф светских «скандалов» тянется и тянется за игуменом с незапамятных времен, как будто это главное предназначение этого великого человека. Борзописцы нашли себе инакомыслие!           
Да, я тоже в чем-то был не согласен с некоторыми яркими или смиренными высказываниями моего духовника, но где я и где он. Бросьте всё, бросьте соблазны, отрешитесь от мира, а потом судите…
На мой непросвященный взгляд надо просто отстать от отца Евстафия с его «сталинизмом», «сектантством» и прочими «грехами», как считают некоторые. У Михаила Михайловича Жакова много других заслуг и… забот.
А они – многочисленные обвинители – просто не понимают, что для него важно принимать и направлять на божественный путь ВСЕХ, кто постучался в храм. Как бы трудно это не было.

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?...
А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»

Комментариев нет:

Отправить комментарий