Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
А.С. Пушкин
В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл
Брюллов.
Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет
его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все
закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и,
возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне
Помпеи. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет.
Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма
свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках
достоверности художник обращается и к материалам археологических
раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были
найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Почти все предметы
написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей.
Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник
искал наиболее выразительную композицию.
В 1830 году художник начал работу на большом холсте. Он писал
на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на
руках выносили из мастерской.
Наконец, к середине 1833 года полотно было
готово.
…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево
окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на
мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть
человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь,
собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах
старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное
место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью
защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С
какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними —
христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со
спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи
прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец,
бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная
аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей
языческой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы
Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с
кистями и красками. Это автопортрет Карла Брюллова.
«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире —
это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет
духовное величие и красоту человека.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и
вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова
на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств,
картина стала предметом патриотической гордости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий