Оглавление

воскресенье, 23 августа 2015 г.

Покорение Америки. С вещами.






В 1964 году все страны Старого и Нового света были охвачены повальной битломанией. Февральские гастроли The Beatles в Америке сопровождались грандиозным ажиотажем – такого горячего приема музыканты не ожидали.
Гастрольное турне длилось всего две недели. За это время The Beatles дали несколько «живых» концертов, в том числе в Карнеги-холле, и дважды были главными участниками телевизионного шоу Эда Салливана. Около 74 миллионов американцев – почти 40 процентов населения! – посмотрели эти телепередачи. Впоследствии один из очевидцев турне делился впечатлениями с американскими СМИ: «Сами по себе Битлз были такими же людьми, как и мы все, но от них исходила какая-то особая энергия. И музыка, и слова их песен, в общем-то простые и ясные, казалось, содержали сверхъестественный посыл…» 
В этом и есть смысл существования рок-музыки!
Я посвятил Битлз весь прошлый год, считая, что теперь все ясно! Для меня и тех, кто пережил это время и эти события хотя бы заочно. А как же те, кто родился много позже и даже в ХХI веке, которые не знают всей этой фантастической истории, и не чувствовали холодок на спине от первого аккорда «А Hard Day’s Night»?! Пусть обратятся, к справочникам и многочисленным изданиям, рассудил я. Ну а как же НАША история, возразил я себе… 
И терзаемый сомнениями, я понял, что просто обязан поместить здесь хотя бы краткую хронологию событий. Да, это необходимо сделать именно в контексте развития всего рок-н-ролла. Вот вся жизнь The Beatles от начала до конца:
1940 год - 7 июля в Ливерпуле на Madryn Street  родился Ричард Старки – Ринго Старр.
9 октября в Ливерпуле на  Oxford Street родился Джон Уинстон Леннон.
1942 год - 18 июня в Ливерпуле в больнице Walton родился Джеймс Пол Маккартни.
1943 год - 25 февраля на Arnold Grouve, 12 в Ливерпуле родился Джордж Харрисон.
1955 год - Пол и Джордж знакомятся в автобусе по дороге в школу.
1956 год - Январь. Создание Джоном Ленноном и его школьными друзьями группы Куорримэн.
1957 год - 6 июля  (вариант: июнь – кто тогда думал об истории?!) Джон на концерте Quarrymen в саду Garden Fete, Walton знакомится с Полом и включает его в состав группы.
18 октября –первое выступление Пола в составе Quarrymen в New Club-moor Hall в Norris Green.
1958 год - 6 февраля. Встреча в Carston Wilson Hall Джона с Джорджем, который вступает в группу.
1959 год – 11октября. Смена названия группы на Johnny and the Moondogs.
26 октября. Moondogs участвуют в в финале ТВ программы Star Search.
1960 год - 14 мая. Еще одна смена названия на Long John And The Silver Beatles и заключение контракта с известным британским импресарио Лэрри Парнсом. Выступление в Шотландии в качестве аккомпанирующего состава для Джонни Джентла. В этот период к группе в качестве бас-гитариста присоединяется друг Джона Стюарт Сатклифф, а также ударник Томми Мур.
17августа. Контракт с Аланом Уильямсом на выступление в Гамбурге. К группе присоединяется ударник Пит Бест. Первая поездка в Гамбург, выступления в клубах «Индра», «Кайзеркеллер», «Топ Тен»и к/т «Бемби».Знакомство  с Ринго Старром, Астрид Киршер и Клаусом Вурманом.
30 ноября – изгнание из Гамбурга из-за несовершеннолетия Джорджа.
1961 год - Январь - март. Выступления Битлз сначала в клубе «Касба», затем в «Лизерлэнд Таун Холл», затем – в клубе «Каверн». Первая статья о Битлз в ливерпульской прессе (автор заметки – диск-жокей «Каверны» Боб Вулер).
1 апреля. Второе пришествие Битлз в Гамбург. Выступления в клубе «Топ Тен». Знакомство с продюсером Бертом Кемпфертом и певцом Тони Шериданом.
22-23 июня. Запись пластинки «My Bonnie» в Гамбурге. Стю решает покинуть группу и  жениться на Астрид Киршхерр. Бас-гитаристом становится Пол.
28 октября. В ливерпульском магазине грампластинок «N.Е.М.С.», принадлежащем Брайану Эпстайну,  Курт Раймонд Джонс спрашивает пластинку «My Bonnie» певца Тони Шеридана и группы Битлз. Брайан ищет Битлов и 9 ноября знакомится с ними в «Каверне».
3 декабря. Подписание контракта с Эпстайном и организация фирмы «NEMS Enterprises».
1961 – 1962 гг. - 292 выступления Битлз в «Каверне».
1962 год  - 1 января. Запись Битлз в студии «Декка» нескольких песен.
Март. Директор «Декка» Дик Роу отказывает битлам и Брайану в праве на выпуск пластинки. Похожая ситуация происходит с фирмами «HMV», «Columbia», «Pie». 4января Битлз занимают первое место в таблице популярности газеты «Мерси Бит».
10 апреля. В Гамбурге от кровоизлияния в мозг умирает Стюарт Сатклифф.
13 апреля – 31 мая. Третья поездка в Гамбург, выступления в клубе «Штерн».
9 мая. Знакомство БрайанаЭпстайна с Джорджем Мартином.
4 июня. Встреча Джорджа Мартина с Битлз и пробная запись нескольких песен, в т.ч. «Love me do», в студии «Parlophone».
15 августа. По условию Мартина из состава группы выведен Пит Бест. Вместо него приходит Ринго Старр.
23 августа. Свадьба Джона Леннона и Синтии Пауэлл, одноклассницы Джона по Ливерпульскому художественному колледжу.
 4 – 11 сентября. Первая официальная запись в студии «Parlophone» с Ринго. Запись ведет Джордж Мартин.
5 октября. Выход первого сингла «Love Me Do / P.S.I Love You».Декабрь. Знакомство Брайана с композитором и музиздателем Диком Джеймсом и помощь последнего в организации участия Битлз в телепередаче «Поздравляем с успехом!». Сингл «Love Me Do» достигает 17 места в британском чарте «New Musical Express».
1-14 ноября - четвертая поездка в Гамбург и 18-31 декабря – пятая и последняя.
1963 год - 11 января. Вышел в свет сингл «Please, Please Me / Ask Me Why», который становится №1 в чартах New Musical Express и Melody Maker.
2 февраля – 3 марта. Тур с Хэлен Шапиро (Дэнни Уильямс, Кенни Линч, Ред Прайс Оркестра).
22 марта. Появление в продаже первого альбома Битлз - «Please, Please Me».
8 апреля. Родился Джулиан Леннон.
11 апреля. Сингл «From Me To You / Thank You, Girl». Первый сингл, занявший 1 место в британском  хит-параде.
18 мая – 9 июня. Турне Битлз совместно с Джерри энд Писмэйкерс и Роем Орбисоном.
3 августа. Последнее выступление в «Каверне».
23 августа. Сингл «She Loves You / I’ll Get You».
13 октября. Выступление группы по национальному телевидению в программе Sunday Night Ft The London Palladium. Начало битломании.
24 – 30 октября. Короткое турне в Швецию.
4 ноября. Выступление в Театре Принца Уэльского. Присутствуют королева- мать, Елизавета II, принцесса Маргарет и лорд Сноудон. Знаменитая шутка Джона Леннона про драгоценности.
22 ноября. Выход второго альбома «With The Beatles», на который поступило 250 тысяч заказов. Тем самым перекрыт рекорд альбома Элвиса Пресли «Blue Hawaii»( 200 тысяч экз.)
29 ноября. Пятый сингл «I Want to Hold Your Hand / This Boy». Продан 1 миллион экземпляров.
1 ноября – 13 декабря. Осеннее турне Битлз с Питером Джеем, Джеем Уолкерсом и Брук Бразерс. Песещение Дублина и Белфаста.
7 декабря. Съемки Битлз для телефильма компании «Би Би Си». «Таймс» объявляет Битлз лучшими английскими композиторами, а критик из «Санди Таймс» - «величайшими композиторами со времен Бетховена».
26 декабря. В США сингл «I Want to Hold Your Hand»/I saw her standing There» занимает в хит-параде США 1 место.
1964 год - 15 января-4 февраля. Три недели совместных выступлений с Трини Лонд и Сильвией Вартан в парижском зале «Олимпия». Начало компании посвященной будущему визиту группы в Америку.
 7 – 21 февраля. Первый визит Битлз в США. Концерты в Вашингтоне и Нью-Йорке, два выступления в телепрограмме «Эд Салливан Шоу», которая собирает 75 млн. зрителей.
20 марта. Сингл «Can’t Buy Me Love / You Can’t Do That» побивает все рекорды продаж – 3 млн. в Англии и США!
23 марта. Выход в свет первой книги Леннона «In His Own Right».
24 марта. Начало съемок  фильма «A Hard Day’s Night». Знакомство Джорджа с Патти Бойд.
3 июня. Турне по Дании, Голландии, Гонконгу, Австралии и Новой Зеландии.
6 -13 июня заболевшего Ринго на концертах заменяет Джимми Никол из The Shubdubs.6 июля. Премьера в Лондоне фильма «A Hard Day’s Night».
10 июля. Выход нового альбома «A Hard Day’s Night».
19 августа – 20 сентября. Пять недель турне в США и Канаде. 31 выступление в 24 городах.
3 октября – 10 ноября. Английское турне Битлз.
27 ноября. Выход в свет сингла «I Feel Fine / She’s A Woman» и альбома «Beatles For Sale».
24 декабря-16 января. Рождественское шоу Битлз в Хаммер-Смит Одеон .
1965 год - 11 февраля. Ринго женится на ливерпульской парикмахерше Морин Кокс.
22 февраля – 12 марта. Съемки второго фильма «Help!».
9 апреля. Выпуск сингла «Ticket to Ride / Yes It Is».
11 апреля. Концерт на лондонском стадионе «Уэмбли». Выступление в ТВ программе «Эй-Би-Си».
18 июня Джон представляет свою книгу «A Spaniard In The Work».
20 июня – 3 июля. Турне во Францию, Италию, Испанию.
12 июля. Награждение Битлз орденами Британской империи.
29 июля. Премьера художественного цветного фильма «Help!».
1 августа. Выступление Битлз в телепрограмме Эй-Би-Си «Blackpool Night Out».
6 августа. Появление альбома «Help!», включающем песню «Yesterday».
15 – 31 августа. Турне в США.Выступление на «Sea stadium» в Нью-Йорке, в присутствии 55600 зрителей. Рекорд посещаемости!
3 декабря. Выход сингла «Day Tripper / We Can Work It Out» и альбома «Rubber Soul».
3 – 7 декабря. Британское турне Битлз.
1966 год - 21 января. Свадьба Джорджа Харрисона и Патти Бойд.
1 мая. Участие в гала-концерте в Уэмбли. Битлз исполнили одну – единственную песню: «She Loves You», чем и ограничилось их последнее появление на британской публике.
10 июня. Выход сингла «Paperback Writer / Rain».
24 июня – 5 июля. Турне в ФРГ, Японию и Филиппины.
5 августа. Альбом «Revolver», сингл «Eleanor Rigby / Yellow Submarine».
12 – 30 августа. Американское турне. На  пресс-конференции Джон Леннон был вынужден принести извинения американским христианам за фразу, что Битлз популярнее, чем Иисус Христос. Эта фраза была опубликована накануне турне в лондонской «Ивнинг Стандард» и перепечатана несколькими американскими изданиями, что вызвало невероятный скандал.
29 августа. Последний публичный концерт Битлз в мире (Сан-Франциско, «Кэндлэстик Парк»).
5 сентября. Джон отправляется в Германию и Испанию на съемки фильма Ричарда Лестера «How I won the war». Первая поездка Джорджа и Патти в Индию.
9 ноября.в Лондоне Джон знакомится с Йоко Оно. Пол пишет музыку к фильму «The Family Way».
24 ноября. Битлз собираются в студии для записи альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».  Публичное заявление об отказе от гастрольных поездок.
1967 год - 17 февраля. Сингл «Penny Lane / Strawberry Fields Forever».
15 мая. Пол знакомится с Линдой Истмэн.
21 мая. «A Day In The Life» запрещена для трансляции Би-Би-Си и некоторыми американскими радиостанциями.
1 июня. Выходит альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
25 июня. Выступление с песней «All You Need Is Love» в телепрограмме «Our World», транслировавшейся на 24 страны для 400 млн. телезрителей.
7 июля. Выпуск сингла «All You Need Is Love / Baby, You’re a Rich Man».
25 августа. Битлз приезжают в Бангор на летнюю конференцию Общества духовного возрождения Махариши.
27 августа. Трагическая смерть Брайана Эпстайна.
1 сентября. Начало съемок телевизионного фильма «Magical Mystery Tour».
24 ноября. Выход сингла «Hello, Good-bye / I Am The Warlus».
7 декабря. Открытие на Бейкер-стрит, 94 представительства фирмы «Apple» и магазина готовой одежды.
3 декабря. Ринго снимается в главной роли в фильме «Candy», где кроме него принимают участие знаменитые Марлон Брандо и Ричард Бартон.
26 декабря. Рождественская премьера на телеканале Би-Би-Си черно-белого варианта телефильма «Magical Mystery Tour», подвергшаяся разгрому критиков.
27 декабря. Песни из телефильма «Magical Mystery Tour» выходят на одноименном двойном мини-альбоме в Англии, в США фирма «Capitol Records» выпускает «Magical Mystery Tour» как долгоиграющий альбом, добавив на вторую сторону песни, выходившие на синглах.
1968 год - Февраль. Поездка в Решикеш в Индию к Махариши: Джона и Джорджа хватило на 2 месяца, Пола – на один. Ринго вернулся в Англию через 10 дней.
15 марта. Реализация сингла «Lady Madonna / The Inner Light».
17 мая. Премьера фильма «Wonderwall» на музыку Джорджа на кинофестивале в Каннах.
17 июля. Премьера битловского мультипликационного фильма «Yellow Submarine».
30 августа. «Hey Jude / Revolution» - первый сингл, вышедший с символикой «Эппл».
19 октября. Премьера фильма «The Magic Christian» с Ринго в главной роли.
Ноябрь. Появление первого сольного альбома Джорджа – «Wonderwall Music».
22 ноября. В Англии поступили в продажу двойной альбом «The Beatles» («Белый альбом») и первый совместный альбом Джона и его подруги Йоко Оно – «Two Virgins» (Unfinished № 1).
1969 год - 2 января. Съемки нового фильма под рабочим названием «Get Back». В основе сюжета – запись нового альбома. Они завершились 30 января живым выступлением на крыше студии «Abbey-road», которое было прекращено полицией.
8 февраля. Кандидатура американца Аллена Клейна как нового менеджера Битлз.
8 марта. Предложение  американского импресарио Сида Бернштейна 1 млн. долларов за два шоу в Нью-Йорке.
12 марта. После разрыва со своей невестой Джейн Эшер Пол женится на Линде Истмэн.
20 марта. Джон на Гибралтаре заключает брак с Йоко Оно.
25 марта. Начало Джоном и Йоко их знаменитой компании за мир «Bed In» в отеле «Хилтон» в Амстердаме. В июле эта компания была продолжена в Торонто.
11 апреля. Новый сингл «Get Back / Don’t Let Me Down».
30 мая. Сингл «The Ballad Of John and Yoko / Old Brown Shoe».
1июля.Начало записи фактически последнего альбома – «Abbey Road».
4 июля. Выход первого сингла Джона и его группы «Plastic Ono Band» - «Give Peace a Chance».
5 сентября. Джон говорит о выходе из Битлз. Аллен Клейн уговорил его подождать с публичным заявлением до выхода последней битловской пластинки – «Let It Be».
26 сентября. Поступление в продажу альбома «Abbey Road».
31 октября. EP «Something / Come Together». Первая песня Джорджа, попавшая на сторону «А».
26 ноября. Возвращение Джоном королеве Великобритании ордена M.B.E. в знак протеста против поддержки Англией американской агрессии во Вьетнаме и конфликта в Нигерии.
1970 год - 17 апреля. Выход первого сольного альбома Пола «McCartney», который содержал листовку с односторонним заявлением Пола о распаде Битлз.
8 мая. Выход последнего альбома Битлз - «Let It Be», записанного во время съемок фильма «Get Back». Полу не понравилась концепция альбома, предложенная продюсером Филом Спектором, что и послужило поводом его выхода из группы.
13 мая. Премьера фильма «Let It Be» - живого документа распада группы.
31 декабря. Пол Маккартни возбуждает судебный процесс против Аллена Клейна и остальных Битлз, требуя официального признания распада группы и раздела ее имущества.

Вот так печально завершается эта волшебная история, но это в будущем, а в этом – 1964 году, Битлз победили все трудности, всех конкурентов и, прежде всего себя! Очень важно, что они, преодолев комплекс мелких национальных артистов, остались теми же парнями из Мерсисайда – с их шуточками, простыми манерами и замечательным творчеством, которое теперь приобрело мировой масштаб.
Но пока забудем то, что, к сожалению, знаем, и продолжим победный полет 64 года!

Впервые в современной истории Америка смотрела на Великобританию снизу вверх! Необузданная битломания царила в аэропорту Кеннеди, когда Битлз в феврале ступили на землю США. В первых визах, выданных The Beatles на въезд в Америку в 1964-м, указывалось, что они действительны до тех пор, «пока нет американских безработных граждан, способных выполнять ту же работу». При такой формулировке эти рабочие визы действительны целую вечность!
Но для успешного покорения Америки необходимо было иметь хит, обладающий огромной притягательной силой. В таком хите должен был обязательно присутствовать американский «feeling». Битлы и Эпстайн решили, что такое «чувство» есть в песне «I Want To Hold Your Hand». И они не ошиблись. 18 января 1964 года песня вошла в сотню журнала Биллборд под №45. На следующей неделе она подскочила до третьей позиции, а перед приездом Битлз, cтала уже №1. «I Want To Hold Your Hand» продержалась в чарте 7 недель и была вытеснена также песней Битлз «She Loves You», которую, в свою очередь, сменила «Can`t Buy Me Love». А 4 апреля, после американского тура, пять хитов Битлз – «Can't Buy Me Love», «Twist and Shout», «She Loves You», «I Want to Hold Your Hand» и «Please Please Me» – возглавили Billboard Top 100.
Вообще трудно переоценить прорыв The Beatles и так называемое «Британское вторжение» – это было событие мирового масштаба. И дело даже не в музыке, хотя, естественно, она на острие «клинка». Старая Европа доказала, что не так уж и стара, и что, кроме Америки, существует и другой мир, вполне жизнеспособный. В конце 50-х начале 60-х годов американцы впервые поверили, что именно они победили всех, накормили весь мир, заполонили планету своей ценной валютой и, следовательно, вправе повелевать, не обращая внимания на прочих претендентов. Первый щелчок по носу США получили совсем недавно, во время Карибского кризиса, когда вдруг оказалось, что есть еще, по крайней мере, одна сила, с которой стоит считаться. Тогда выдержка и мудрость Джона Фицджеральда Кеннеди возобладали над оголтелой идеей «American World».
А победа Битлз (даже в чартах), показала, что и с талантами в «другом» мире не так уж и плохо. Британия – бывшая царица морей, каким бы она не была союзником США, прекрасно осознавала, что именно Америка отобрала у нее пальму первенства и кое-кто о «мести» за потерянный континент и мировой океан подумывал. Конечно, я не объединяю СССР и Великобританию в единый блок, речь идет об исторически сложившихся отношениях, коренных державах и новой парадигме, не признающей никаких авторитетов. Что уже не раз и в истории, и в личных отношениях происходило.
То есть, к 60-ым годам был восстановлен некий баланс Нового и Старого Света во всех сферах, как в физической, так и в далеко не материальной, которую я именую психофизическим пространством. Казалось бы, чепуха – первое место Битлз в чартах США! Но наш мир соткан из таких тончайших вещей как взмах крыла бабочки, порыв ветра, эмоции каждого человека, и, с другой стороны, из колоссальной энергии стихии, мощи государств и силы… искусства, как высшего проявления положительного потенциала человека, нации и всего человечества.
Заметьте, когда какое-либо сообщество людей переживает невзгоды, унижения, оно компенсирует этот материальный и психологический провал всплеском творческой энергии, которая иной раз будет посильней, чем даже A-Bomb! И раз речь зашла об этом страшном оружии, то Япония, со своим интеллектуальным возрождением, тому пример.    
И вернувшись с бескрайних просторов аналитической фантазии в не менее прекрасный мир рок-н-ролла, мы видим, что, зарядившись американской восторженной поддержкой, The Beatles выпустили свой третий альбом – «A Hard Day’s Night» – и продолжили добивать чарты по всем пунктам!
Что касается упомянутого в начале главы первого аккорда заглавной песни альбома, то он на протяжении долгих лет оставался загадкой. Ни один гитарист не мог его в точности воспроизвести. Профессор факультета информатики Джейсон Браун из универститета Дэлхауса (Канада) разгадал этот секрет при помощи метода преобразования Фурье, позволяющего построить спектрограмму для поступающего на вход звукового сигнала. В результате этого научного подхода, Браун пришёл к выводу, что в аккорде имеются частоты, не принадлежащие ни 12-ти струнной гитаре Харрисона, ни 6-ти струнной гитаре Леннона, ни бас-гитаре Маккартни. По его мнению, недостающий инструмент это фортепьяно, на котором аккорд взял Джордж Мартин. Как выяснилось «A Hard Day’s Night» начинается с «неустойчивого» G7sus4 – аккорда с ре в басу. Этот аккорд берут три гитары и фортепиано. G7sus4 содержит тонику соль, что даёт некоторую стабильность, он также содержит две крайне неустойчивые ноты, до, 4 ступень, и фа-бекар, пониженная седьмая ступень. Наука наукой, однако Джордж Харрисон во время онлайн чата 15 февраля 2001 года открыл человечеству настоящий аккорд – Fadd9! Вот так!!! Но это для особо тонких ценителей.
LP «A Hard Day’s Night»был записан спустя 18 месяцев после выхода предыдущего альбома, чтобы успеть к премьере их первого фильма в кинотеатрах. Из 13 треков альбома 7 звучали в фильме. Один из синглов – «Can’t Buy Me Love»/«You Can’t Do That» был выпущен 20 марта до релиза «A Hard Day’s Night». Альбом достиг первой строчки чарта в конце июля и продержался на ней 21 неделю, проведя 38 недель в двадцатке чарта.
Но и на этом насыщенный год не был закончен –  4 декабря вышел «Beatles For Sale». Это был уже четвертый альбом группы менее чем за два года. Альбом был записан за семь дней, которые удалось выкроить между августом и октябрем, когда расписание группы было под завязку занято выступлениями в Великобритании, Канаде и США, а также появлениями на радио и в телеэфире. Альбом дебютировал на 1-м месте чарта и оставался на вершине 11 недель из 46, проведенных в Тор 20.
Первое вторжение в Америку началось, как мы уже знаем в феврале. Кроме Beatles, в этой экспансии приняли участие Rolling Stones, Herman's Hermits, Searchers и другие английские группы, которые словно отыгрывались за британское унижение 1776 года!
По-видимому, чтобы хоть как-то реабилитироваться в глазах мировой общественности и показать, кто в доме хозяин, 5 августа 1964-го США в ответ на мифическое нападение вьетнамских торпедных катеров на американские корабли в Тонкинском заливе самолёты ВМС в ходе операции «Pierce Arrow» разбомбили все вьетнамские базы. Это первый случай бомбардировки американской авиацией Северного Вьетнама. Практика взаимных провокаций будет продолжена и, благодаря генералу Уэстморленду, подобные инциденты скоро превратятся в полномасштабные военные действия и страшные «ковровые» бомбардировки мирного населения.
Но эта так, к сведению.
Нам важнее то, что покорение самой Америки продолжилось. И если теперь мы уже хорошо знакомы с Битлз, то не менее известную в это время группу – Herman's Hermits необходимо представить. Для объективности, в части фактов, в этом обзоре нам помогут английские рок-журналисты «Melody Maker», оставившие для истории свои бесценные свидетельства. Фронтмен группы Herman's Hermits – сын профессионального музыканта – Питер Нун начал свою карьеру с обучения в манчестерском музыкально-драматическом колледже. Еще в детстве он снялся в одной из главных ролей в мыльной опере «Coronation Street», а также появился в паре других фильмов. Манчестер, как и всю Англию, накрыла волна бита, и в городе существовала масса команд, играющих эту музыку. Среди них была и группа Heartbeats, в состав которой входили Кит Хопвуд, Карл Грин, Дерек «Лек» Лекенби и Барри Уитвом.
Однажды Heartbeats на концерте остался без вокалиста, и его пришлось заменить чуть-ли не первым попавшимся человеком – им оказался Питер Нун. Он так и остался в команде, взяв себе псевдоним Питер Новак. Группа выступала в местных клубах, пока ее не заметили менеджеры Харви Лисберг и Чарли Силверман. То ли они, то ли Карл Грин обратили внимание на внешнее сходство Нуна с персонажем мультфильма «Mr. Peabody & Sherman», из-за чего Питер и получил прозвище «Херман». Сам коллектив также сменил вывеску на сугубо английский манер – «Herman & His Hermits», которую вскоре сократили до международного Herman's Hermits.
Достаточно мелодичный рок-н-ролл, который исполняла группа, и голос Хермана-Новака-Нуна привлекли внимание известного в те времена продюсера Мики Моста. Мики с удовольствием взялся за раскрутку Herman's Hermits, организовав им контракт с английской «EMI-Columbia» и с американской «MGM Records». Дебютный сингл, «I'm Into Something Good», выпущенный под его руководством, стартовал в британских хит-парадах на первом месте и занял 13-ю позицию в США.
Самое интересное, что этот сингл имел самое «британское» звучание в отличие от всех последующих релизов, на которых чувствовался «калифорнийский» налет («No Milk Today»). Причиной этого было, скорее всего, то, что Мост избрал политику, аналогичную будущим действиям менеджеров Monkees, не давая музыкантам записываться самим и привлекая для студийной работы сессионщиков, среди которых попадались такие личности как Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс. Композиции Мики предпочитал брать у популярных композиторов типа Джерри Гофина, Кэрол Кинг или у того же Сэма Кука.
В 1965-м и 1966 годах Herman's Hermits раз по шесть попадали в лучшую английскую двадцатку с такими композициями как «Wonderful World», «Silhouettes», «No Milk Today» и «There's A Kind Of Hush». А покорение Америки началось с песни «Mrs. Brown You've Got A Lovely Daughter», которая целых три недели возглавляла чарты, такая же история с ней случилась и в Австралии. Сингл был продан общим тиражом свыше 10 млн. экземпляров, причем в Англии он так и не был издан. Благодаря такой популярности с большим успехом прошло и первое американское турне Herman's Hermits, а вслед за ним состоялась премьера фильма «When the Boys Meet the Girls» с учатием коллектива.
В 1964 году еще одна команда из Объединенного Королевства продолжила активно накрывать вершины хит-парадов: это была уже знакомая нам рок-группа The Rolling Stones. Они были молоды, не совсем уверены в себе и не так нахальны, какими они станут совсем скоро. Чтобы не затеряться в тени неожиданной славы Битлз, Роллинги сделали ставку на имидж «плохих ребят» – и не прогадали! Та часть молодежной аудитории, которая не испытывала желания вникать в «сверхъестественные месседжи» Битлз, вволю «оттягивалась» и сжигала лишний адреналин на концертах The Rolling Stones. Композиция «Not Fade Away» (кавер-версия песни Бадди Холли), записанная в начале 64-го, стала одним из «ударных» номеров этой истовой рок-группы. В этом же году вышел их первый альбом под оригинальным названием «Rolling Stones», где третий сингл «Not Fade Away» представлял собой причудливую мозаику из репертуара Бадди Холли и Бо Дидли, украшением которой стал эффектный, «ломкий» голос Джаггера. Неслыханный успех сопутствовал «It's All Over Now», которая первой из песен Rolling Stones заняла верхнюю строчку английского хит-парада.
Вообще концерты Rolling Stones представляли собой шабаш обезумевших фанов. На выступлении в Блэкпуле дело дошло до потасовок, 50 человек было госпитализировано, от рояля остались одни щепки. В ноябре 1964-го с выпуском сингла «Little Red Rooster» группа пытается уйти от своих прежних стереотипов. Сингл ассоциировался и с Битлз, и Элвисом Пресли, но их звучание всегда оставалось удивительно свежим и оригинальным.
Будущий 1965-й станет годом международного признания Роллингов. Триумфальные гастроли в Америке укрепят репутацию группы во всем мире. Особым успехом у американцев будет пользоваться ставшая впоследствии всемирно известной песня «Satisfaction (I Can't Get No)», которая займет первые строчки во всех американских и британских хит-парадах. А характерный рифф Кита Ричардса, станет своеобразным символом  группы, и будет подхвачен всеми «гаражными» группами. Хитами стали также «Get Off Of My Cloud» и вошедшая в десятку лучших «Got Live If You Want It».
Образ бунтарей заставлял Rolling Stones стремиться к неожиданным и даже резким действиям, пренебрегающим общественными условностями. В четвертый их альбом были включены такие контрастные по стилю и по содержанию песни, как «Mother's Little Helper» и «Lady Jane». Отрицание Rolling Stones всего и вся достигло своего пика в песне «Have You Seen Your Mother Baby, Standing In The Shadow?», которая была нашпигована нецензурными ругательствами. Тем не менее, группе сопутствовал коммерческий успех, а гонорары их постоянно росли. В это время у музыкантов возникли обычные в таком случае проблемы — наркотики. Безумная отдача на концертах и стремительный ритм жизни требовал какой-то разрядки.
Чуть ли не весь 1967 год прошел под знаком судебных разбирательств по поводу правонарушений Мика Джаггера, Кейта Ричардса, Брайана Джонса, связанных с употреблением наркотиков. Несмотря на это, в 1967-м вышло три альбома, один из которых носил экстравагантное название «Their Satanic Majesties Request» и представлял собой психоделический эксперимент. Однако профессиональная критика не слишком высоко его оценила. Но сингл «Jumping Jack Flash» (1968) восстановил прежний статус. Но высот лучших творений достиг следующий альбом – «Beggar's Banquet», особенно в «Street Fighting Man» и «Sympathy For The Devil», в которой гармонично слились голос Джаггера и гипнотические африканские ритмы.
В июне 1969-го Брайан Джонс, уже серьезно страдавший от наркотической зависимости, покинул группу. А через месяц – 3 июля – Брайана нашли мертвым в бассейне его дома в Сассексе. В официальном медицинском заключении говорилось, что смерть наступила в результате несчастного случая. Через два дня после его смерти в лондонском Гайд-парке состоялся грандиозный концерт памяти музыканта, собравший около 250 тысяч зрителей.
Очень важным этапом в жизни Rolling Stones стал альбом «Let It Bleed» (1969), пародировавший знаменитую песню «Битлз» «Let It Be». В альбом вошли разностилевые песни от кантри до блюза. Во время записи альбома состоялся дебют гитариста Мика Тейлора из John Mayall's Bluesbreakers, заменившего Джонса.
Немного разбавим Британских вторженцев сообщением о счастливом появлении на свет Кто!.. То есть, Кого… В смысле – The Who!
Эта британская рок-группа с интригующим названием и большим будущим первоначально состояла из Пита Таунсенда, Роджера Долтри, Джона Энтвистла и Кита Муна. Группа приобрела огромный успех благодаря ярким концертам и скоро станет одной из величайших рок-групп мира.
The Who сразу попали на первые полосы таблоидов из-за своего «новаторского» приёма — разбивания в щепки инструментов прямо на сцене, и только потом за счёт хитов, попавших в Топ 10, начиная с сингла 1965 года «I Can’t Explain» и знаменитого «My Generation». Первым синглом в Топ-10 в США стал «I Can See For Miles» в 1967 году. В 1969 вышла рок-опера «Tommy», ставшая первым альбомом, попавшим в Топ-5 в США, за ним последовали «Live At Leeds» (1970), «Who’s Next» (1971), «Quadrophenia» (1973). О первой в мире рок-опере, как о выдающемся событии, мы еще расскажем в год ее выхода.
Но пока The Who раскачивалась и раскручивалась, самым ярким новым явлением года стали The Animals из Ньюкасла. Команда «зверей», вслед за Битлз, Хермитс и Роллинг Стоунз, стали частью «британского наезда» на музыкальную культуру Нового света. А песня «House of the Rising Sun», заново аранжированная и записанная музыкантами этой группы в 1964 году, приобрела статус первого суперхита в жанре фолк-рок. Считается, что в Англии «House of the Rising Sun» первыми записала группа Sundowners, но поистине всемирную славу ей принесли именно Animals.
«Дом Восходящего Солнца» был известен в СССР наравне с любой песней Битлз или Роллинг Стоунз и являлся, пожалуй, единственным английским рок-произведением, которое имело осмысленный русский текст. Это первая песня, которую я научился играть на гитаре и с которой мы выступили на школьном вечере еще в «акустическом» варианте (отмечу, что первым номером нашей программы была «Гренада» Михаила Светлова). Я помню как сам выводил под гитарный перебор: «Уходит день и солнца луч, горит в глазах твоих. И я свой трудный, длинный путь прошел для нас двоих»…
Значение этой песни для советского продвижения рок-музыки настолько велико, что стоит рассказать о ней подробнее. Есть множество вариантов этой песни, текст которых значительно различается. Но во всех герой произведения повествует о том, как он загубил свою жизнь в доме «Восходящего Солнца». Под «Домом Восходящего Солнца» одни понимают публичный дом, другие тюрьму, третьи кабак. Неизвестно также, о реальном или вымышленном здании в Новом Орлеане идёт речь. В городе в XIX веке были два заведения с таким названием, но оба просуществовали недолго, и об их дурной репутации ничего не известно, а здания не сохранились.
Обратимся к академическим исследованиям, которые провел известный фольклорист Алан Ломакс. В 1941 году он писал, что слова песни (на музыку традиционной английской баллады – круг замыкается) написаны жителями Кентукки – Джорджией Тёрнер и Бертом Мартином. Первая известная запись относится к 1934 году. Композицию исполняли многие блюзмены 30-40-х, а затем огромное количество рок- и поп-музыкантов XX — начала XXI веков. Наибольшую известность получила версия The Animals, хотя двумя годами раньше этот хит записал Боб Дилан, исполнение которого Энималсы и аранжировали. Интересно, что в свою очередь Дилан «позаимствовал» аранжировку у Дэйва ван Ронка.
Всё это хитросплетение напоминает сюжет знаменитого польского фильма – очень популярного в это время – с не менее мистическим и загадочным содержанием «Рукопись найденная в Сарагосе» со Збигневом Цибульским в главной роли, известного даже советскому зрителю.
Неудачи не сломили исследователей и они не прекращали поиски: что же скрывается под «Домом Восходящего Солнца»? Один из исполнителей песни Дэйв Ван Ронк рассказывает: «…какое-то время назад я был в Новом Орлеане для участия в джазовом фестивале. Мы выпивали в пабе, когда появился парень с пачкой старых фотографий — снимки города начала века. Там, наряду с Французским рынком, «Lulu White’s Mahogany Hall», таможней и тому подобным, было фото входного проема из грубого камня, с выгравированным по центру изображением восходящего солнца. Заинтригованный, я спросил, что это за здание. Оказалось, это новоорлеанская женская тюрьма – «Orleans Parish women’s prison»!   
Если будет возможность, прослушайте еще раз «House of the Rising Sun» и насладитесь простотой и совершенством гармонии.
А организовал Animals пианист, певец и композитор Алан Прайс, который родился 19 апреля 1942 года в графстве Durham, Северная Англия. Конечно, Алан Прайс известен прежде всего как музыкант классического состава Animals, однако его сольное творчество не менее интересно, а работы в кинематографе получили признание даже самых придирчивых музыковедов. Свою первую группу музыкант-самоучка Алан Прайс организовал в шестнадцать лет – в 1958 году – это была весьма необычная скиффл-блюз группа, которая называлась The Alan Price Combo. Валентайн на соло-гитаре, Чандлер на бас-гитаре, Стил на ударных, сам Прайс на электрооргане и вокалист Бердон.
Коллектив много гастролировал в высших учебных заведениях и небольших клубах на северо-востоке Англии, исполняя хиты звезд американского ритм-энд-блюза того времени – Рэя Чарлза, Чака Берри, Бо Диддли, Билла Хейли. К 1963 квинтет Алана Прайса стал признанным лидером местной поп-сцены. Тогда же его создатель решил сменить название на «Энималз». Фанатичный поклонник классического блюза, Бердон мастерски имитировал вокальную манеру так называемых «крикунов» («shouters») – блюзовых исполнителей, которые не пели, а выкрикивали строчки песен.
Пока у Энималз не было менеджера, который мог бы заняться продвижением группы на британском музыкальном рынке, они оставались феноменом местного разлива. Но вскоре ситуация изменилась, и в самом конце 1963-го квинтет дебютировал в рождественском шоу на Би-би-си. В 1964-м Энималз были самой востребованной в столице Англии рок-группой. Весной этого года состоялось первое крупное турне Энималз с Чаком Берри по Великобритании, а осенью группу с восторгом приветствовали и американские фанаты.
Правда, феноменальный успех вскружил голову участникам Энималз: Алан Прайс и Эрик Бердон никак не могли поделить главное место в группе, и их конфликты кончились тем, что Прайс ушел, а вместо него был принят Дейв Роуберри  В 1966 году Алан собрал Alan Price Set, – этот состав исполнял значительно более сложную музыку, чем Animals, а включенная в группу духовая секция позволила делать достаточно необычные для этих лет аранжировки. Alan Price Set обратили на себя внимание прежде всего двумя кавер-версиями – «I Put A Spell On You» из репертуара Скримин` Джей Хокинса (9-е место в Великобритании, 80-е место в США, 1966) и «Simon Smith And His Amazing Dancing Bear» Рэнди Ньюмена (4-е место в Великобритании). Одновременно Прайс записывал и сольные альбомы, всякий раз прибегая к услугам сессионных музыкантов.
В конце 60-х он тесно сотрудничал со знаменитым Джорджем Феймом – они вместе подготовили ряд телешоу, которые были показаны по британскому телевидению в 1970 году. В 1971 году они записали прекрасный альбом «Fame And Price», также был выпущен сингл «Rosetta», вошедший в британский Тор 20.
В том же 1971 году известный английский кинорежиссер Линдсей Андерсон заказал Алану Прайсу музыкальный сценарий для своей версии бродвейского мюзикла «Ноте», а в 1973 году на экраны вышел фильм Андерсона «О Lucky Man!» (картина демонстрировалась и в СССР), музыку к которому также написал Алан Прайс, – саундтрэк фильма имел успех не только в Великобритании, но и в США и принес автору высшую награду Британской ассоциации композиторов, пишущих музыку для кино и телевидения. В картине снялась вся группа Прайса, но не Энималс, как думали тогда многие. В 1974 году телекомпания ВВС выпустила документальный фильм, посвященный творчеству Алана, тогда же появился и альбом «Between Yesterday And Today» – эта концептуальная работа повествует о некоем современном Люсьене, явившемся завоевывать Лондон. В 80-х Алан Прайс к рок-музыке охладел, полностью переключившись на создание музыкальных опусов для кино, театра и телевидения.
Эрик Бердон после ухода Прайса сформировал New Animals и эта группа еще два года выигрывала первые места с хитами «San Franciscan Nights» и  «Monterey».
На волне успеха Битлз и Роллинг Стоунз в Америку проникли и другие английские группы. Самыми популярными из них, кроме уже упомянутых, были Dave Clark 5, Gerry & The Pacemakers и The Searchers. Первыми отправилась в Америку Пятерка Дейва Кларка – первыми их и представим еще раз.
Как мы уже писали в «1957 году», все началось с того периода, когда Дэйв Кларк играл в группе сопровождения певца Стэна Саксона. Компанию ему тогда составляли Крис Веллс и Мик Райан. Эти двое в скором времени куда-то исчезли, и тогда Кларк решил основать свою собственную команду. Причем делалось это для того, чтобы собрать деньги для футбольного клуба «Tottenham Hotspurs». После долгих трансформаций в январе 1962 года на свет появились Dave Clark Five нового состава и звучания, куда кроме самого Кларка вошли Майк Смит, Деннис Пэйтон, Рик Хаксли и Ленни Дэвидсон. Первая их попытка записать хит окончилась неудачей. Дело в том, что они выпустили «Do You Love Me» (кавер Contours) одновременно с Brian Poole and the Tremeloes. У последних эта вещь вышла получше, а Dave Clark Five остались ни с чем. Зато с этого момента музыканты дали зарок исполнять только свои вещи. Менеджерские и продюсерские обязанности Дэйв Кларк взял полностью на себя.
Такой подход дал неплохие результаты и изданная в конце 1963 года композиция Кларка-Смита «Glad All Over» оказалась на верхушке британских чартов, сместив оттуда битловскую «I Want To Hold Your Hand». Свержение Beatles с пьедестала принесло группе многочисленные восторженные отклики в прессе. Dave Clark Five не преминули этим воспользоваться и выбросили на рынок «Bits and Pieces», занявший вторую строчку чартов. Последующие несколько лет такого успеха в Англии у них уже не было, за исключением «Catch Us If You Can», попавшей в 1965 году в лучшую английскую десятку. Совершенно иным образом дело обстояло в Штатах. Именно Dave Clark Five первыми совершили «набег» на Америку, положив начало «британскому вторжению».
Для этого времени Дейв Кларк 5 демонстрируют удивительные результаты: к 64 году у них было 14 хитов в американской двадцатке. Восемнадцать раз группа появлялась на шоу Эда Салливана, провела шесть аншлаговых американских туров, причем их концерты открывали Литл Ричард, Джерри Ли Льюис, Чак Берри, Рой Орбисон, Нил Даймонд и другие не менее известные личности. За два года пятнадцать песен «DC5» попадали в лучшую американскую двадцатку. Из других заслуг можно назвать 12 аншлаговых концертов, которые группа отыграла в течение трех дней в знаменитом «Carnegie Hall». Самыми популярными композициями Dave Clark Five в Америке были признаны такие песни как «Can't You See That She's Mine», «Because», «I Like It Like That» и «Over and Over».
Однако ажиотаж вокруг Dave Clark Five продолжался всего пару лет, и к концу 60-х их звезда начала закатываться. Все-таки конкурировать с Beatles и Rolling Stones было тяжело и соответствовать духу времени тоже стало трудновато. В 1969-м команда еще смогла выпустить сингл «Good Old Rock-n-Roll», зацепившийся в чартах, но дальнейшие попытки были бесплодны, и в мае 1970-го Dave Clark Five были официально распущены.
Следующий участник «открытия» Америки – Gerry & The Pacemakers. Хотя они, как мы помним, всю дорогу шли по стопам Beatles, их карьера в отличие от именитых земляков оказалась недолгой. Их лидер – Джерри Марсден родился в Ливерпуле 24 сентября 1942 года. Его первое появление на публике состоялось в рядах подросткового ансамбля Embryo, когда Марсдену было всего 13 лет. В 1959 году Джерри со своим старшим братом Фредди организовал скиффл-группу The Mars Bars. В ее состав также вошли Лес Чедвик и Артур Мэк. В 1960 году команду покинул Мэк, а Чедвик перешел на лидер-гитару.
Назвавшись шоколадными батончиками (собственно, не специально, а по имени солиста) парни рассчитывали раскрутить фирму «Mars» на спонсорство, однако производители сладостей имели на этот счет другое мнение и потребовали от группы сменить вывеску. В итоге пришлось Марсдену-младшему переименовать свой коллектив в Gerry and The Pacemakers. Кстати, эти батончики прорвутся в СССР только через 27 лет!
Интересно, насколько параллельно с Битлз шли пути The Pacemakers, и почему результаты оказались диаметрально противоположными – в следующем веке мало кто будет помнить о Джерри. В начале 60-х парни вылезли из ливерпульских танцзалов и тоже отправились на первые серьезные заработки в Гамбург. Там, на немецкой земле Марсден впервые начал сочинять собственные песни, до этого их репертуар состоял только из чужих. Следующим шагом наверх для группы стало знакомство с Джорджем Мартином и получение с его помощью контракта «EMI Columbia». Мартин же взялся продюсировать их первые записи – «Pretend» и «How do you do it». Кстати, вторая из этих тем, сочиненная Митчем Мюррэем, предназначалась для Beatles. Однако Джон Леннон отказался от ее исполнения, а Gerry & The Pacemakers воспользовались моментом и сделали из «How do you do it» свой первый хит, хотя версия Битлз звучала гораздо профессиональней.
Пластинка разошлась огромным тиражом и заняла первое место в национальном хит-параде. Мюррэй состряпал для группы еще один чарттоппер «I like it», продержавшийся на вершине четыре недели. Осенью Gerry and The Pacemakers завершили хет-трик боевиком от Роджерса и Хаммерстейна «You'll never walk alone». Эта песня стала гимном футбольных болельщиков, сначала Ливерпуля, а затем и всей Англии. Так «Gerry and…» все же оставили свой след в истории Великобритании. Впрочем, эта песня была написана Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном для мюзикла «Карусель» еще в 1945 году, и своей популярностью обязана тому, что в разное время её исполняли Фрэнк Синатра, Марио Ланца, Элвис Пресли и Том Джонс.
Дебютный полноформатник Gerry & The Pacemakers вышел в ноябре 1963-го и занял вторую строчку в альбомных чартах месяца. Следующим достижением стало второе место песни «I'm the one», написанной Джерри Марсденом и вышедшей в феврале 1964-го. Далее последовало глобальное турне, в течение которого команда колесила по Англии, Австралии, Новой Зеландии и Америке. В штатах Pacemakers засветились на шоу Эда Сэлливана с песней «Don't let the sun catch you crying». Эта баллада, оставшаяся еще с гамбургских дней, стала первым американским хитом Джерри и его последователей, в основном благодаря очень точному, специфически «английскому» голосу солиста.
По примеру Beatles («A Hard Day's Night») музыканты сняли фильм «Ferry Cross the Mersey», для которого Марсден написал все песни сам. Заглавная композиция стала трансатлантическим хитом, но уже в 1965 году популярность Gerry and The Pacemakers в Англии стала резко падать. В Штатах коллектив еще какое-то время держался, но дни группы были уже сочтены. Впоследствии Джерри организовывал пару реюнионов (в 1974-м и 1993-м), однако они носили кратковременный характер.
И еще один участник американского турне – также ливерпульские The Searchers.
Поистине легендарная и нестареющая группа The Searchers была сформирована на берегах реки Мёрси в 1959 году. Поначалу Сёрчерс были сопровождающей группой певца Джонни Сэндона, а название свое они взяли из одноименного фильма с Джоном Уэйном в главной роли, вышедшем на экраны в 1956 году. В течение 1960-61 годов группа регулярно выступала в клубе «Iron Door Club». В конце 1961 года певец Сэндон присоединился к группе Remo Four. Группа продолжила выступать вчетвером в различных клубах родного города, в том числе и в клубе «Cavern», который мы знаем, прежде всего, благодаря выступлениям там группы The Beatles.
В 1962 году, подобно Beatles, Searchers провели сто двадцать восемь дней в Гамбурге, играя в клубе «Star Club». По возвращении из Гамбурга группа подписала контракт с звукозаписывающей компанией «Pye» и в июле 1963-го (ровно через год после отбытия в Гамбург) выпустила первый свой сингл под названием «Sweets For My Sweet». Поначалу эта запись оставалась в тени, попав на нижние строчки хит-парада, однако в октябре, постепенно поднимаясь и поднимаясь, оказалась на самой его вершине – то есть на первом месте. Второй сингл группы «Sugar And Spice», написанный менеджером группы Тони Хатчем, занял второе место. А первый альбом группы «Meet The Searchers», вышедший в том же 1963 году, не попал на первую строчку по одной простой причине – ее занимал дебютный альбом Beatles «Please Please Me».
Вскоре на прилавках музыкальных магазинов появился очередной сингл Searchers, которому суждено было стать самым известным. Заглавная песня с него называлась «Needles And Pins», более известная советскому слушателю по версии Smokie, добавивших теме «красивости» и обертонов Криса Нормана. Сразу за ним последовал сингл «Don't Throw Your Love Away», вновь взобравшийся на первое место. Летом 1964 года, в то время, когда группа находилась на пике популярности, вокалист и бас-гитарист группы Тони Кёртис неожиданно решил покинуть ее и собрать свой собственный коллектив, который он назвал The Vibrations.
Невзирая на такую серьезную потерю, оставшиеся музыканты не пали духом и пригласили на его место Фрэнка Аллена, впоследствии по праву признанному одним из лучших фронтменов 60-х. До прихода в Searchers Аллен три года играл в группе Cliff Bennett & The Rebel Rousers и прекрасно знал музыкантов Searchers, потому что не раз пересекался с ними в Гамбурге (все-таки Гамбург, наравне с Мемфисом, основательно повлиял на рок-н-ролл!). Первый же сингл с Алленом «When You Walk In The Room» занял третье место в хит-параде, а вышедший вскоре после него «Goodbye My Love» – четвертое. Два года спустя, в 1966 году, после турне на Филиппинах, в Гонг-Конге и Австралии, совершенном вместе с Rolling Stones, группу покинул барабанщик Крис Кёртис, решивший начать карьеру продюсера и сочинителя песен (в 1968 году он стоял у истоков формирования группы Deep Purple). Замена ему была быстро найдена, однако в это самое время начался спад популярности. Однако в кругу известных автору ленинградских рок-н-ролльщиков этих лет, Серчерс имела довольно значительную известность, и, наряду с вышеупомянутыми коллективами, считалась группой «первого ряда», не смотря ни какие хит-парады и чарты.
Времена менялись и Музыка менялась вместе с ними, а Searchers совершенно не собирались изменять себе, в отличие от поисков новых форм тех же Beatles и Rolling Stones. Звезда Searchers постепенно закатывалась, но группа не задумывалась об этом и продолжала выступать и писать пластинки в прежнем темпе и стиле. После некоторого творческого застоя, в 1979-м и 1980-м годах Searchers выпустили два хороших альбома, которые были положительно отмечены музыкальными критиками. Группа будет здравствовать и в следующем веке, то есть, более 50-ти лет!
Американские рок-идолы изо всех сил сопротивлялись натиску музыкантов из Старого света. Одним из успешных оплотов обороны был Рой Орбисон, потрясающий композитор и рок-вокалист. В 1964 году он записал песню собственного сочинения «Oh, Pretty Woman». Как рассказывал сам Рой, она создавалась буквально на одном дыхании. Эту романтическую балладу публика полюбила сразу и надолго. А после выхода на экраны фильма «Красотка», в котором «Oh, Pretty Woman» звучала за кадром (1990 год;  в главных ролях – Джулия Робертс и Ричард Гир), песня фактически зажила новой жизнью.
Важно отметить, что в этом году, как сообщают компетентные биографы, стартовал в «большую рок-музыку» космополитический Фрэнк Винсент Заппа, который сыграл значительную роль в развитии, можно сказать, всего рок-н-ролла.
Все началось с того, что в 1964 году в городе Помона (Калифорния) Заппа присоединился к группе The Soul Giants в качестве гитариста, и быстро стал её лидером. Позже коллектив сменил название на The Mothers. Фрэнк Заппа был лидером группы в течение всех 60-х и 70-х годов, выпустившей за это время ряд известных альбомов, среди которых «Frank Zappa and the Mothers of Inventions» и «Frank Zappa and the Mothers». Группа получила контракт с лейблом «Verve Records», и по его настоянию сменила название на «The Mothers of Inventions».
Дебютным альбомом коллектива (и первым официальным собственным релизом в длинной дискографии Заппы) стал «Freak Out!» 1966 года. Группа Заппы была признана, по оценкам прессы, «самой радикальной и самой зрелищной в США». С 1968 года Фрэнк работал и как студийный музыкант-аутсайдер (со стороны), а кроме того, как продюсер грамзаписей – в этом качестве оказал поддержку многим некоммерческим ансамблям андерграунд-рока, молодым новаторам и нонконформистам.
Фрэнк Заппа родился в Балтиморе (штат Мэриленд, США) 21 декабря 1940 года в семье выходцев из Европы. Его отец был родом из Сицилии и имел греческо-ливанское происхождение, а мать была на три четверти итальянского и на одну французского происхождения. Сам Фрэнк столь сложное происхождение очень удачно обыграл в своем внешнем сценическом облике. В юности он интересовался различной музыкой, в том числе работами композиторов-авангардистов Эдгара Вареза и Игоря Стравинского, современным джазом, чёрным ритм-энд-блюзом, был увлечён аранжировками и написанием музыки. Из Балтимора Фрэнк с семьей переехал в Калифорнию, где стал посещать высшую школу в Сан-Диего.
В эти годы Заппа проявил особый интерес к ритм-энд-блюзу, современному джазу и академическому музыкальному авангарду. В 1950-х, «вернувшись» в Европу он учился на курсах современной музыки в Дармштадте (ФРГ) — одном из главных центров международного авангардизма. Из-за радикализма музыкальных пристрастий и склонности к «протестантскому» поведению юный Фрэнк не ужился с родителями, ушел из дома и начал выступать в танцевальных оркестрах.
В начале 1970-х годов Фрэнк привлек к участию в своей группе талантливый пародийно-эксцентрический вокальный рок-дуэт Leeh & Eddie (Ховард Кэйлан и Марк Волмен). В 1973-74 годах он проводил многочисленные лайв-сейшны и хэппенинги, собирая таким способом материал для последующих записей. Заппа создал ряд кинофильмов и клипов, некоторые из них произвели сенсацию и были предметом острых дискуссий в музыкальной прессе. Фрэнк сотрудничал с различными музыкантами современного джаза и рока, в частности, с Жаном-Люком Понти, Майком Ратледжем, Эйнсли Дабаром, Пьером Булезом.
Фрэнк Заппа – разносторонне одаренный музыкант, композитор и автор текстов. Он один из первых и самых значительных представителей американского джаз-рока и фьюжн-мьюзик. Заппа пользовался известностью и как соло-гитарист с ярко индивидуальной манерой игры. В содержательном плане, как считают музыкальные критики, Заппа проявил очевидную склонность к эксцентрике, гротеску и пародии, сюрреалистической символике, антибуржуазности в сочетании с пропагандой политической анархии, грубоватому эротическому натурализму и вместе с тем наивно-романтическому мировосприятию, к шокированию с одновременной морализацией. Лихо!
Даже среди всего многообразия этого года невозможно не заметить создание группы The Birds. Вообще-то группа родилась с именем The Thunderbirds, но выбранное ребятами название оказалось не оригинальным. Ранее певец Chris Farlowe именно так и назвал свой аккомпанирующий состав. Тогда музыканты укоротили название до The Birds, но и оно не было принято публикой, так как в США в это же время появилась фолк-рок группа The Byrds, что по звучанию вообще одно и то же. Но дело именно в звучании: английские The Birds – это настоящая первая «тяжелая» рок-группа!
В состав коллектива входили певец Алистер Маккензи, Ронни Вуд, Тони Монро, Ким Гарднер и Пит Макдэниелс. Birds подписали контракт с фирмой «Decca Records», который по мнению многих историков музыки из-за политики лейбла, не уделявшей должного внимания The Birds, был не удачным. У «Decca» в этот период в фаворитах были The Small Faces и The Rolling Stones. За полтора года сотрудничества группа выпустила всего три сингла «You’re On My Mind»/»You Don’t Love Me (You Don’t Care», «No Good Without You Baby»/»How Can It Be» и «Leaving Here»/»Next In Line», который поднялся на 45-ю строчку Британского хит-парада. Группа играла жесткий и тяжелый ритм-н-блюз с яркими гитарными риффами и безупречным вокалом Алистера Маккензи.
Когда контракт с фирмой «Decca» закончился The Birds перешли под лейбл «Reaction Records», где был записан еще один сингл «Say Those Magic Words»/»Daddy Daddy», и на этом историю группы можно считать завершенной – Birds распались в 1967 году. Kim Gardner перешел в The Creation, а самый известный участник The Birds Рон Вуд начал свои скитания по различным командам, таким как The Creation, The Jeff Beck Group и The Faces, и обосновался в конце концов в Rolling Stones, где и обрел свою вторую жизнь. Birds были, пожалуй, первыми предвестниками хард-рока, что для середины 60-х было совершенно нехарактерно.
За время своего существования группа выпускала только синглы, и у них не было ни одного альбома. Все песни Birds были изданы на единственном сборнике «The Collector’s Guide to Rare British Birds», но вклад этой группы в развитие рок-н-ролла в конечном итоге оказался гораздо значительней, чем у всех их «однофамильцев»!
В этом же 64-м году очнулся великий Элвис Пресли и записал бодрый хит «Viva Las Vegas» (авторы Док Помус и Морт Шуман). Никто не мог оставаться равнодушным, слушая задорный «заводной» ритм этой композиции. Не удивительно, что город Лас-Вегас захотел сделать «Viva Las Vegas» своим гимном. После появления такого яркого призыва, десятки школьных спортивных команд стали на долгие времена скандировать на мотив этой песни свои названия.
Новые, недавно зародившиеся жанры тоже стремились укрепить свои позиции. Beach Boys и их последователи продолжали упорно играть свой сёрф-рок, Боб Дилан продвигал стиль фолк. Дилан, как и большинство американских «фолкников», слыл «певцом протеста». В его песнях звучали извечные темы ответственности за мир во всем мире и сохранности окружающей среды в первозданном виде. Однако тексты этих песен зачастую были очень неоднозначны. Так, по поводу знаменитой композиции Дилана «Mr Tambourine Man» исследователи до сих пор ломают копья: навеяны ли песенные образы сложными духовными исканиями или в этом присутствует дымок марихуаны?
Европейские страны, с прискорбием признавая лидерство США и Великобритании в популярной музыке, гордились своими отечественными солистами. Сальваторе Адамо и Серж Гинзбург во Франции, Адриано Челентано и Джильола Чинкветти в Италии – каждый из них нашел своего слушателя.
Что касается Советского Союза, то здесь главные события, как назло, происходили не на благородном поприще рок-искусств, а на партийно-правительственном ристалище. Недальновидные политики, забив мозги догмами, не хотели понять простых вещей: если народ хочет слушать рок-н-ролл, то дайте его народу – будет меньше проблем. Не ограничивай власти желания людей мелочными и дикими запретами, глядишь коммунизм и просуществовал бы немного дольше. Тем более, что классики марксизма-ленинизма нигде и ничего не говорили о недопустимости рок-музыки при построении светлого будущего. Вот проявили наши идеологи собственную инициативу, и к чему это привело?.. 
Одним словом, из-за рок-н-ролла или по какой-то другой причине, но известного нам Первого секретаря ЦК КПСС сняли со всех постов и запретили (ха-ха-ха!) произносить его имя. К власти пришел, если кто не в курсе, – Л.И.Брежнев. Напоследок Никита Сергеевич Хрущев оставил нам свои указания «о литературе и искусстве», которые были опубликованы в газете «Советская культура» 16 апреля 1964 года:
«Нам нужны такие книги, кинофильмы, произведения музыки, которые воспитывали бы людей в духе коммунистических идеалов, пробуждали в них чувство восхищения всем замечательным и прекрасным в нашей социалистической действительности… Нужна такая музыка, которую слушать было бы наслаждением».
Относительно наслаждения музыкой вообще, и рок-музыкой в частности, то все было не так и плохо, как могло показаться. Отгремела «Хрущевская оттепель», пришла «Брежневская весна», но, как и полагается в нашей северной стране – ненадолго.
 Но даже короткого периода потепления между творчеством и властью хватило, чтобы родился новаторский театр на Таганке. Недавние выпускники Училища имени Щукина сыграли пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», поставленную их педагогом, а к моменту премьеры – главным режиссером, Юрием Любимовым. Спектакль стал дебютом на сцене Валерия Золотухина и Николая Губенко. В этом театре дебютирует и великий певец русской души Владимир Семенович Высоцкий.
К этому же времени относится и появление первых советских рок-групп, которые возникли на волне битломании. До середины 70-х советский вариант рок-н-ролла представлял собой в основном различные подражания известным зарубежным исполнителям, и оставлял мало места для собственного творчества. Советские люди были потрясены Битлз, появление которых стало не только музыкальным явлением, но и послужило толчком для «пробуждения политического и социального сознания» молодых людей в СССР. Ничего, что с некоторой задержкой, русский человек долго запрягает, да быстро ездит!
Одной из первых рок-групп, которая стала петь только на русском языке, были Оловянные Солдатики. Кроме того, Солдатики записали первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972). По другой версии, которой придерживается Александр Кушнир, составитель энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока», отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начинается с альбома Юрия Морозова, вышедшего в 1973 году. А вот ваш автор с группой Ключ ЗиМ, о которой разговор еще впереди, записали свой магнитоальбом «Дорога домой» тиражом по меньшей мере 5 экз. с песнями на русском языке в 1971-ом, и что теперь?!
Однако в определённых кругах, состоящих в основном из истинных знатоков рок-н-ролла, одним из первых профессиональных рок-музыкантов в СССР справедливо считают Александра Градского, игравшего в группе Славяне, хронологически, как принято считать, третьей в стране после Brothers, о которых мы писали в «прошлом году», и Соколов. При рассказе о первых группах в СССР, уместно вспомнить о таком замечательном человеке как Юрий Айзеншпис. Именно ему принадлежит фраза: «Дайте мне слепого, глухого, горбатого и толстого, и я сделаю из него звезду».
Юрий Айзеншпис был человеком, с которым связано появление понятия «продюсер» в СССР. Тогда эта деятельность называлась другим иностранным словом, «импресарио» и была уголовно наказуема, но суть от этого не менялась. Именно Юрий начал заниматься «раскруткой» группы Сокол, игравшей на публике русскоязычный рок, за что и поплатился. Он отсидел 17 лет по статье о незаконных валютных операциях, а выйдя из тюрьмы продолжил делать то, что любил и умел – продвигать музыкантов. Только представьте: за то, что сегодня на любом углу может сделать любой человек в любых количествах – обмен валюты, Юрий отсидел 17 лет!
Здесь необходимо с благодарностью упомянуть безвестных подвижников рок-н-ролла, по крупицам собиравших и хранивших ценную информацию, позволившую нам узнать, что Сокол появился на свет в Москве в середине 1964 года. В первый состав вошли: Юрий Ермаков – гитара, вокал, Игорь Гончарук – бас, вокал, Вячеслав Черныш – клавиши (экс-Братья) и Сергей Тимашов – ударные (экс-Братья). Первый концерт состоялся 6 октября 1964 года в ДК завода «Каучук». Репетиционная база группы размещалась в агитпункте дома № 75 по Ленинградскому проспекту. Название «Сокол» происходит от московского района (станция метро), где на Ново-Песчаной улице и жили участники коллектива. Песня группы Сокол «Где тот край» (слова Игоря Гончарука, музыка Юрия Ермакова) – считается первой рок-композицией на русском языке. Я не раз слушал эту песню, и могу с уверенностью поставить ее в один ряд с лучшими мировыми произведениями первоначального периода развития рок-н-ролла! 
Бит-группа Славяне также была основана в 1964 году. Но эти славяне пели исключительно по-английски. Александр Градский, будучи с осени 1965 года  гитаристом и вокалистом коллектива, настаивал на русском репертуаре, поскольку все остальные группы тоже исполняли песни The Beatles и The Rolling Stones. Кроме Градского, в группе играли: Виктор Дегтярев, Вячеслав Донцов, Вадим Маслов, Михаил Турков. Далее Градский, Дегтярев и Донцов с 1966-го по 1968 год играли в составе группы Лос Панчос, исполнявшую танцевальную музыку. Вся аппаратура была самодельной. Оборудование, сконструированное неким Сашей Королевым, состояло из трёх 25-ваттных гитарных комбо и 100-ваттной голосовой системы. Cтоил весь комплект тысячу рублей, что представляло для того времени огромную сумму. Для сравнения скажем, что зарплата инженера составляла 100 рублей, бутылка водки стоила 2 рубля 87 копеек, буханка хлеба – 14 копеек, долгоиграющая пластинка – рубль сорок, а хорошая книга рубля полтора.
Все «самопальные» группы играли только на танцах — в фойе институтов, школах, студенческих кафе и общежитиях — и получали за выступление от 10 до 100 рублей по договоренности с организаторами и в зависимости от значимости мероприятия. Однако комсомольские работники были сами не без греха – любили чертяки рок-н-ролл (но никому не признавались) и с удовольствие организовывали подобные «сейшены».
А среди официозных советских артистов в 60-х годах самым ярким и популярным, пожалуй, был Муслим Магомаев. Его иногда даже в шутку называли «советским Пресли». Талантливый певец, он и позволял себе иной раз спеть то «Мой путь» Френка Синатры, то «Only You» группы Platters. В 60-х началось творческое сотрудничество Муслима Магомаева с композитором Арно Бабаджаняном. В результате на свет появились такие хиты советской эстрады, как «Будь со мной» и знаменитый советский твист – песня о Москве «Лучший город Земли».
Полностью соглашусь с авторами и исполнителями этой замечательной песни: Москва, где я неоднократно бывал и даже жил, – отличный город! Особенно во времена Окуджавы, кино «Я шагаю по Москве» и знаменитых стиляг…
Знаменитый советский усилитель УМ-50, благодаря которому родился практически весь русский рок-н-ролл  
(Рок и Мир)

Комментариев нет:

Отправить комментарий