Оглавление

суббота, 5 декабря 2015 г.

Все русско-турецкие войны. На излете…



III.
Я бывал в Стамбуле – прекрасный древний город с ярко выраженным восточным колоритом! Замечательные люди, поражающие своей добротой, открытостью и желанием хоть чем-нибудь услужить всякому приезжему человеку. Турецкий чай в бокалах, крепчайший кофе в наперстках, Золотой базар, азартный торг, блеск, суета, резкие сигналы автомобилей…
А волшебные турецкие ночи: плеск Мраморного моря, лунная дорожка и пронзительные звезды...
Подсвеченные минареты главных мечетей Стамбула разрезают иссиня-черный бархатный небосклон, далекая медовая мелодия, как легкий бриз, овевает Босфор, чуть слышный гомон на набережной, негромкий смех. На противоположном, азиатском берегу подмигивают огоньки, темной тенью по проливу прошел огромный корабль и на мгновенье погасил их все, сияющей полоской над морем льется вантовый мост – гармония, нега, покой…
Когда-то Стамбул был первым спасителем Белой армии, здесь и в Галлиполи русские воины нашли свое последнее пристанище, кто на время, а кто навсегда. Тогда за прошлые обиды зла друг на друга не держали – русские не злопамятны, а турки горячи, но отходчивы. Тогда русские и турки стали друзьями – Birbirlerini gibi kardeşlerini yardım etti!   
В ХХ веке русско-турецких войн, слава Богу, не было, поэтому, с сожалением, придется вернуться назад, в самую гущу событий…

   
8.Русско-турецкая война 1806-1812 годов
началась в результате побед Наполеона над русско-австрийской армией при Аустерлице в 1805 году и вероломного выхода из войны Австрии. А поводом явились нарушение Турцией договора о порядке прохода русских судов через проливы и смена турецким султаном прорусских господарей Молдовы и Валахии. Русское правительство, опасаясь захвата Дунайских княжеств французскими войсками, высадившимися в Далмации, в ноябре декабре 1806 ввело в них войска под командованием генерала И. И. Михельсона. Турецкий султан Селим III моментально порвал дружбу с державами антифранцузского блока, вступил в союз с Бонапартом, и 18 декабря объявил войну России.
Главные силы российского императора Александра I вели тогда борьбу с Наполеоном в Пруссии. В Закавказье шла ещё и русско-персидская война. На дунайский фронт против турок русские смогли отправить лишь 40 тысяч солдат. Тем не менее, в ноябре-декабре 1806 года главнокомандующий Михельсон занял большинство турецких крепостей на северном берегу Дуная. Действия русских войск поддержали сербы, которые 30 ноября 1806 изгнали турок из Белграда.
Состоявшая тогда в союзе с Россией против Наполеона Англия двинула эскадру адмирала Дукворта к Проливам. Пройдя в январе 1807 года через Дарданеллы, Дукворт остановился у стен Стамбула, угрожая бомбардировать его. Однако турки с помощью французских инженеров установили в Проливах сильные артиллерийские батареи, и Дукворту пришлось спешно ретироваться – что скажешь, царица морей, не русские герои.
Но в марте Дарданеллы блокировала с юга, отрезав Константинополь от связи с внешним миром, уже русская флотилия Сенявина, прибывшая с Ионических островов. В мае на эскадру Сенявина попытался напасть турецкий флот Саида-Али из Мраморного моря, но был отбит. Притворным отступлением от Проливов Синявин увлек флотилию Саида‑Али на запад и 19 июня уничтожил ее половину в сражении у Афонского полуострова, не понеся при этом никаких потерь.
На сухопутном фронте русские войска по недостатку сил не могли развить широкого наступления. Удачей было уже то, что удалось сорвать турецкие походы с целью вернуть под власть султана Молдавию и Валахию. После того как генерал Милорадович с 4,5 тысяч солдат разбил 13-тысячный отряд паши Байрактара у Обилешти, эти попытки османов прекратились. Удачнее шла русско-турецкая война на Кавказе: генерал Гудович с 7 тысячами солдат разгромил на армянской реке Арпачай войско Юсуфа‑паши, превосходившее русскую армию втрое.
После заключения летом 1807 года русско‑французского мира в Тильзите, Наполеон начал хлопотать о примирении Александра I с султаном. И война была на время приостановлена. Вторая половина 1807-го и весь 1808 год прошли в переговорах о мире. Наполеон поначалу настаивал, чтобы он был заключён на условиях возращения туркам Молдавии и Валахии, но после Эрфуртского свидания с Александром I снял это требование.
По невозможности договориться о мире весной следующего года русско-турецкая война возобновилась. В конце лета русским главнокомандующим на этом театре был назначен Багратион, который 14 августа перешёл Дунай. Турки пробовали сорвать русское наступление ударом на Бухарест, но он был отражён немногочисленным корпусом Ланжерона. На Кавказе генерал Тормасов взял Поти – пункт, связывавший турок с мусульманскими горцами.
В начале 1810 года Багратиона сменил молодой и решительный генерал Н. М. Каменский, герой недавней шведской войны. В мае Каменский перешёл Дунай, стремительно занял ряд турецких крепостей и двинулся к сильнейшей твердыне Болгарии, Шумле. Но взять её с ходу не удалось, у Каменского было всего 35-тысяч солдат, а гарнизон Шумлы превышал 40 тысяч. Отступив от Шумлы, Каменский вернулся на северный берег Дуная и осадил там Рущук. На выручку Рущука двинулись две турецкие армии: в 60 и 30 тысяч солдат. Стремительно выступив с 21 тысячей русских воинов навстречу 30-тысячному войску сераскира Кушакчи, Каменский не дал ему соединиться с армией визиря и наголову разбил его при Батыне. Рущук и Журжа сразу сдались.
Кампания 1811 года осложнилась для русских новым ухудшением отношений с Наполеоном. Оно заставило Александра I снять с фронта русско-турецкой войны пять дивизий. На смену внезапно умершему Каменскому был прислан опытный М. И. Кутузов, но баланс сил теперь резко изменился в пользу турок. По этой причине Кутузов покинул целый ряд занятых ранее турецких крепостей и ушёл на северный берег Дуная. Несколько попыток турок напасть на русских или окружить их были успешно отбиты, сказывался и еще скоро скажется опыт Кутузова. В конце августа визирь Ахмет-паша переправил более половины своей 60-тысячной армии на север от Дуная, в укреплённый лагерь у Слободзеи. Тем самым турки неосмотрительно разделили свои силы. Кутузов, имевший всего 25 тысяч солдат, составил смелый план и воспользовался этим.
По его приказу 1 октября 1811 отряд генерала Маркова в 7,5 тысячи человек внезапно атаковал втрое превосходящие его численно турецкие отряды к югу от Дуная и нанёс им полное поражение. Вслед за этим Кутузов со всеми своими силами осадил другую половину войска визиря в лагере у Слободзеи. Не в силах вырваться из блокады, Ахмет-паша в конце ноября капитулировал. Обоюдное стремление к миру побеждённой Турции и стремившейся освободиться для борьбы с Наполеоном России ускорило подписание Бухарестского мира 1812 года, который и окончил эту войну.

9.Русско-турецкая война 1828-1829 годов
началась в апреле. Причиной ее послужило жестокое усмирение турками греческого восстания 1820-х годов, что вызвало ответную реакцию ряда европейских держав. Энергичнее всего выступила единоверная православным грекам Россия, к ней не без колебаний присоединились Англия и Франция. В октябре 1827 года соединённый англо-русско-французский флот наголову разгромил в битве у Наварина египетскую эскадру Ибрагима, которая помогала турецкому султану подавлять восставшую Грецию.
Считая царя Николая I главным инициатором этого дела, султан провозгласил Россию злейшим и неукротимым врагом мусульманства и стал собирать армию для борьбы с ней. В ответ на это 14 апреля 1828 года русский государь объявил Турции войну.
Война закипела одновременно и на Балканах и в Закавказье. Весной русская армия Витгентшейна, несмотря на большое численное превосходство турок, почти без сопротивления опять заняла Молдавию и Валахию. Николай I принял отличную от прежних русско-турецких войн стратегию. Он решил не нападать на противника, как раньше, по всей линии нижнего и среднего Дуная, а нанести концентрированный удар в узкой причерноморской полосе, сосредоточив здесь основную массу сил. Хотя небывало сильный весенний разлив затруднил наступление, русским войскам сдались все турецкие крепости по Нижнему Дунаю.
Главная масса русской армии осадила после этого сильнейшие твердыни Болгарии: Шумлу и Варну. Но овладеть ими оказалось непросто. В Шумле от 35 тысяч русских защищались 40 тысяч турок, не считая множества действовавших в окрестностях мусульманских партизан. На осаждавшего Варну князя Меншикова со стороны Балкан ударил 30-тысячный корпус Омара Врионе-паши, но безуспешно. Варна сдалась 29 сентября, однако Силистрия и Шумла выдержали осаду. Осенняя попытка турок открыть на западе крупное наступление в Валахию была сорвана благодаря победе генерала Фёдора Гейсмара у Боэлешти. Большая часть русской армии ушла на зиму обратно за Дунай, но в Варне, Пазарджике и ещё нескольких городах к югу от реки были оставлены гарнизоны, чтобы сделать их опорными пунктами для дальнейшего наступления.
На Кавказе генерал Паскевич, действуя значительно меньшими, чем у врага, силами, взял важные крепости Карс, Ардаган, Ахалкалаки, Ахалцих, Поти, Баязет. При взятии 16 августа 1828 года высокогорного Ахалциха колонна полковника Бородина штурмовала городские стены под трёхъярусным огнём вражеской артиллерии.
К весне 1829 года турки сосредоточили на Балканах 150 тысяч солдат и 40 тысяч албанского ополчения. Николай I выставил против этой армии 100-тысячное войско. На Кавказе 20 тысячам воинов Паскевича пришлось сражаться с силами эрзурумского сераскира и трапезундского паши общей численностью 100 тысяч. Лишь на море русские флотилии Грейга в Чёрном море и Гейдена в Эгеиде имели численное преобладание над врагом. Российские войска на Балканах возглавил в кампании 1829 года генерал Дибич, сторонник быстрого и решительного наступления.
Эскадры Грейга и Гейдена блокировали Босфор и Дарданеллы сразу с Чёрного и Эгейского морей, прекратив всякое снабжение Стамбула. 30 мая Дибич с 18 тысячами солдат наголову разгромил близ деревни Кулевчи 40-тысячное войско турецкого визиря, сделавшего попытку отбить Варну. Визирь стянул все силы к Шумле и ожидал, что русские теперь пойдут к ней. Однако Дибич неожиданно для турок проследовал мимо Шумлы и всего с 35 тысячами солдат устремился на юг, за Балканы, к Стамбулу. Забалканский поход 1829 года напоминал прославленную швейцарскую кампанию Суворова. За 11 дней армия Дибича прошла 150 километров по крутым, неизведанным балканским кручам. Турки спешно выслали наперехват Дибичу два отряда в 12 и 20 тысяч, однако русские в сражениях у Айтоса и Сливена разгромили и их.
Пройдя за неделю ещё 120 км Дибич достиг Адрианополя, второй столицы Турецкой империи. 8 августа ошеломлённое неожиданным появлением русских население сдало им этот город без боя. Войско Дибича отделяло теперь от Стамбула лишь 200 километров.
Не менее блестящие победы одерживал Паскевич в Закавказье. Летом войско эрзурумского сераскира двумя отрядами в 20 и 30 тысяч двинулось на Карс, но Паскевич с 18 тысячами солдат разбил их поодиночке: в боях у Каинлы и Милле Дюзе. 27 июня он взял Эрзерум и пошёл от него вглубь Анатолии, к Трапезунду.
Положение отряда русского командующего в самом сердце неприятельской страны, между тем, становилось опасным. И Дибич завязал мирные переговоры с султаном. От всякого рода лишений русские войска уменьшились чуть ли не до 7 тысяч. В тыл Дибичу вышло 40-тысячное албанское ополчение, которое заняло Софию и Филиппополь и собиралось идти на Адрианополь с севера. Дибич выставил тогда ультиматум турецкому правительству, потребовав немедленно подписать мир, грозя в противном случае ударить на Стамбул. Своё предупреждение Дибич подкрепил посылкой отрядов, которые заняли Сарай и Чорлу – на полпути между Царьградом и Адрианополем.
И 2 сентября устрашённый султан подписал таки Адрианопольский мир, окончивший эту очередную русско-турецкую войну.
10.Крымская война 1853-1856,
в которой Турция принимала активное участие, все же не попадает в прямой список русско-турецких войн – главной противницей России в этой войне выступала не она, а коалиция сильнейших европейских держав – Англии и Франции. Однако именно Турция 4 октября 1853 года объявила войну России. Занятно, что в противниках там еще было Сардинское королевство! А молодая заокеанская республика – САСШ, в то время, когда Россия оказалась, по сути дела, один на один со всей Европой, проводила благожелательную для Санкт-Петербурга внешнеполитическую линию.  В марте 1854 года американский Президент Ф. Пирс заявил, что «если события расширят поле борьбы и США будут вынуждены принять в ней участие, то можно с уверенностью сказать, что они выступят не на стороне врагов России.»
Однако в череде русско-турецких войн это противостояние особенно болезненно – Османская империя все так же стремилась вернуть Крым, и в этой войне чуть было не осуществила свое давнее намерение. Несмотря на героическое сопротивление, все кончилось на этот раз для русских плохо, поэтому здесь мы не будем останавливаться на этом факте, который не совсем в тему, а перейдем к следующему турецкому конфликту.

11.Русско-турецкая война 1877-1878 годов
была вызвана подъёмом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных противоречий. Восстания против турецкого ига в Боснии и Герцеговине и Болгарии вызвали широкое общественное движение в России в пользу братских славянских народов. Когда в 1875 году восстание в Герцеговине, к которой вскоре примкнули Сербия и Черногория, было подавлено Турцией с необычайной жестокостью, Россия потребовала прекращения военных действий. В Константинополе была созвана международная конференция, которая, однако, никакого успеха не имела. Турция отказалась подписать какие-либо обязательства, и 12 апреля 1877 года Россия объявила ей войну.
К России примкнула Черногория, а Румыния провозгласила свою независимость от османов и обеспечила России свободный проход через её владения. В мае был уже взят Ардаган, и русские осадили Карс. В ночь на 15 июня русские войска под командованием генерала Драгомирова форсировали Дунай в районе Зимницы. Но для решительного наступления через Балканский хребет сил оказалось недостаточно. Был выделен лишь отряд генерала И. В. Гурко в 12 тыс. человек. Для обеспечения флангов были созданы 45-тысячный Восточный и 35-тысячный Западный отряды. Остальные силы находились в Добрудже, по левобережью Дуная или на подходе. Передовой отряд 25 июня занял Тырново, а 2 июля перешёл Балканы через Хайнкёйский перевал. Вскоре был занят и Шипкинский перевал, куда был выдвинут созданный Южный отряд. Путь на Константинополь был открыт. Передовой отряд занял Стару-Загору, но вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании турецкий 20-тысячный корпус Сулейман-паши. После ожесточённого боя, в котором отличились болгарские ополченцы, Передовой отряд отошёл к Шипке. Русские войска на Балканах перешли к обороне. Относящаяся к этому периоду геройская защита русскими Шипкинского перевала составляет одну из славнейших страниц в истории русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Осада Плевны началась с плохо подготовленных штурмов, которые окончились полной неудачей и русские войска перешли к блокаде крепости, окончившейся лишь 28 ноября капитуляцией её гарнизона. Русская армия вновь перешла в наступление. Возобновила военные действия против Турции и сербская армия. Западный отряд генерала Гурко в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и 23 декабря 1877 занял Софию. В тот же день начали наступление войска Южного отряда генерала Ф. Ф. Радецкого, отряды генерала М. Д. Скобелева и Н. И. Святополк-Мирского в сражении при Шейново окружили и взяли в плен 30-тысячную армию Вессель-паши. В битве под Филиппополем была разбита армия Сулейман-паши, а 8 января русские войска заняли Адрианополь.
От взятия Константинополя русские, однако, отказались ввиду угрожающего положения, занятого Англией, флот которой появился в Мраморном море. Александр II согласился окончить войну и начать переговоры.
19 февраля 1878 года в Сан-Стефано был подписан мирный договор, по которому Россия получила в Азии Ардаган, Карс, Батум, Баязет, а в Европе – Тульчинский санджак (Добруджу), который Россия могла обменять на отчужденную от неё в 1856 году и присоединенную к Румынии часть Бессарабии. Кроме того Турция обязывалась уплатить 110 миллионов рублей военного вознаграждения. Черногория, Сербия и Румыния провозглашались независимыми и получали, особенно Черногория, приращения к территории. Болгария преобразовывалось в самостоятельное княжество, обязанное платить Турции дань.
Отметим, что все Балканские страны, освобожденные Россией от многовекового османского ига, получили независимость и вернули исконные земли. Но, кроме Сербии, благодарность эта была недолгой.
А России, как всегда, из-за позиции Англии и Австро-Венгрии, которые прибегли даже к угрозам, не удалось воспользоваться плодами своих побед. Сан-Стефанский договор был передан на рассмотрение Берлинской дипломатической конференции, которая внесла в него значительные изменения. По ним, не участвовавшая в русско-турецкой войне, Англия получила остров Кипр. Благодаря ловкому посредничеству Бисмарка, Австрия прихватила часть территории, которая по Сан-Стефанскому договору предназначалась для Черногории. Ей поручалось также занять провинции Боснию и Герцеговину. Часть приобретений России в Азии снова отошла к Турции. Восточная Румелия отделялась от Болгарии и получала особое управление. Берлинский конгресс сильно изменил итоги русско-турецкой войны 1877-1878 годов и надолго затормозил решение Восточного вопроса, послужив одной из причин начала следующей, уже мировой войны.
Но и по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах во время Литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

Итоги всех русско-турецких войн и европейских интриг
Турция – уникальная страна. Захватив земли Восточной Римской империи – Византии, турки-османы образовали на руинах древней цивилизации свое собственное государство, а чужую православную столицу, не мудрствуя лукаво, провозгласили своим главным городом! Как если бы сегодня многочисленные беженцы из Азии и Африки переименовали, скажем, Берлин в Исламабад и объявили бы Германию своей исконной родиной. Реально?!
Теперь о главном – выводах, которые никто никогда не делает. Как показывает эта история войн, на протяжении веков Турцию использовали все кому не лень. Печальный итог для гордого, но горячего народа. Хорошо бы, чтоб нынешние власти Стамбула немного бы поостыли, но этого, как показывают последние события, не произошло.
Выскажу свою точку зрения по поводу сбитого русского бомбардировщика турецким истребителем. Почему Турция пошла на этот крайне авантюрный и, как кажется, необдуманный шаг?
Я думаю, что тот кто прочел эти материалы уже и сам догадался о причинах. Но все же поясню – деньги деньгами, но есть и другие более существенные мотивы этого безрассудного деяния. В то время, когда турецкие власти, угрохав кучу (точно неизвестно) денег на подрывную работу в Крыму и на Кавказе, содержание меджлисов, опорных баз боевиков, уже было подобрались к переговорам с киевскими властями о передаче полуострова под свою юрисдикцию, Россия по воле крымчан молниеносно вернула Крым в родную гавань. Мало того что русские обломили кейф с Тавридой, так еще и влезли в «вотчину» Турции – на Ближний Восток! Да так, что от знаменосцев джихада и продвиженцев  идей новой Порты только клочки полетели! 
Восточному терпению пришел конец. Ну как тут не ответить горячим турецким властям всегда склонным, как мы узнали, к непредсказуемым и нелогичным действиям, когда в воспаленном мозгу некоторых руководителей уже блистала Османская империя в прежних границах, а султанский титул был близок как никогда. Если вы думаете, что орды беженцев в Европе – стихийно возникшая воля несчастных людей, устремившихся на запад от невзгод и войн, то перечитайте эту историю.

***
Н. Дмитриев-Оренбургский, «Генерал Скобелев на коне», 1883 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий