Оглавление

вторник, 29 сентября 2015 г.

Путешествие из Петербурга в Гурзувит-4




Мыс Фиолент.
«Он подошед комне и неснимая шляпы, сказал: милостивый государь снабдите чем ниесть человека нещастнаго. Меня сие удивило чрезмерно, и я немог вытерпеть, чтоб ему не сказать, что я удивляюсь прозбе его о вспоможении, когда он нехотел торговаться о прогонах, и давал против других в двое. Я вижу, сказал он мне, что в жизнь вашу поперечнаго вам ничего невстречалося. Столь твердой ответ мне очень понравился, и я немедля ни мало вынув из кошелька...... неосудите, сказал, более теперь вам служить немогу, но если доедем до места, то может быть, сделаю что-нибудь больше».
А.Н.Р.
«Фиолент – один из неповторимых уголков Крыма, поражающий каждого, кто приезжает сюда» – так написано во всех путеводителях и на всех туристских и справочных сайтах. А для меня, избороздившего Крым вдоль и поперек, – это открытие!
Но по порядку.
Продвигаясь на запад в своем неумолимом движении, мы устремились по живописному берегу в сторону Севастополя. По левому борту нашего экипажа, со стороны моря, проносились таблички со сказочными названиями – Кастрополь, Мелас, Форос, Ласпи, Балаклава, хотелось заехать во все эти волшебные уголки, но нам дальше, в не менее прекрасную «Божественную страну» (греч.) или по древне-итальянски – к «Неистовому» (Violente)  мысу!
Итак, на кольце при въезде в Севастополь поворачиваем левее и на первом перекрестке еще раз налево. Но так ли, никаких указателей я не заметил. Остановились, я вышел и направился к придорожным торговцам спросить верное направление. Мне вежливо подтвердили правильность нашего хода, и пожелали счастливого пути. Тут я, тоже из вежливости, обратил внимание на то, чем торгуют молодые люди – это были обычные мешки, плотно набитые черноземом, о чем свидетельствовала вывеска на куске картона. Не пакетами с удобренной химикатами землей, какую можно встретить в любой цветочной магазее, а полноценными мешками с настоящим украинским черноземом, о чем мне сообщили, увидев мою заинтересованность.
Я было чуть не ляпнул про торговлю родиной мешками, но вовремя заткнулся. Вот ведь как бывает – в «аннексированном» русскими Крыму украинцы распространяют за деньги свою плодородную землю, видимо надеясь, что, засыпав весь полуостров, они таким образом подтвердят – Крым украинский, и приведут бесспорные факты! Возникли какие-то смутные мысли о совести, чести, но это пустое, бесполезно…
А что? Уж если, по сообщениям прессы, Украина торгует со своей обожаемой  Европой черноземом вагонами и составами, то и нам не грех воспользоваться широтой украинской души. Полезно ведь. Глядишь, через ридну земельку и отношения наладятся, чего я, направляясь в святое место, всем искренне желаю.
Вперед, вперед! Проехав обширное кладбище, которое в крымских условиях (прости, Господи!) смотрелось удивительно нарядно и суетно, мы, как предсказали земле-дельцы, уперлись в Т-образный перекресток и опять повернули налево. И так ехали, ехали, ехали, пока дорога не кончилась и мы оказались в самой настоящей воинской части. А где Фиолент? О чем мы и спросили проходящего русского офицера. Он, не выразив удивления нашим явлением, пояснил что точно не здесь, а где – он не знает. Вот так фокус! Мы же душой чувствовали, что до священной цели какие-то мгновения! Но приятно, пообщались с защитником Крыма, стойко хранившего тайну месторасположения чего бы то ни было. А кто знает, что нам надо на самом деле? Развернулись и поехали обратно. По ходу движения я заметил, как явно экскурсионный автобус выехал из какой-то пыльной улочки, нам не привыкать, туда!

Вообще, как я вычитал, готовясь к поездке, мыс Фиолент расположен на Гераклейском полуострове. Одни названия чего стоят! Недалеко от Фиолента расположен Свято-Георгиевский монастырь, севернее – мыс Лермонтова (почему, Михаил Юрьевич здесь же не бывал? Или бывал? Очередная загадка!). Древнее название Фиолента – Партениум (девичий), связано с древнегреческим мифом об Ифигении. Я не буду здесь углубляться в общеизвестную историю и популярное изложение мифов Эллады, их не счесть (можно, при желании, заглянуть в книгу или на сайты) – мой удел новые впечатления и ассоциации, а если удастся, то и философические зарисовки Крыма, как психофизического биома во взаимосвязи всего сущего (Какова фразочка, а?! Но это так). Про Ифигению проходят, по-моему, в школе в разделе Древняя Греция, во всяком случае так было в моей школе. Но вот чего я к своему стыду не знал так это то, что согласно одному из преданий, именно на мысе Фиолент ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный, прибывший сюда для проповеди Евангелия.

Но вот и Врата, явно в…
И святой Петр при них!
Да-да, это не сон и не смерть – черный инок, приветливо улыбаясь, смотрел прямо в мои глаза. В мозгу лихорадочно пронеслось: «Господи, отвори…», Святой отец, укажи путь истинный…» и даже, на нервной почве, – «служивый, подскажи, как проехать внутрь мыса…»
Внешне инок производил впечатление человека несчастного и «не в себе», но когда он чуть приблизился, то блеснула искра житейской сметки, если не простой хитрости, и своей значимости для всяких проезжих. В его понимании. Плохо, хорошо это – не ведаю. Однако дело свое он делал справно, и, сказав «подайте копеечку и езжайте с Богом», аккуратно засунул наше подношение не в карман, а в церковную кружку, висящую на воротах.
Врата раскрылись и…
И тут я вспомнил историческое Путешествие Екатерины II в Крым, ту его часть, когда, согласно фильму «Адмирал Ушаков», Потемкин в новоиспеченном Севастополе сдергивает с окна занавес и взору царицы и всех присутствующих вельмож предстает вид на Ахтиарскую бухту с салютующим флотом. Эффектно! И мы, пока искали дорогу да общались с монахом, не смотрели округ, а когда ворота распахнулись мы сразу увидели ВЕЛИКИЙ ПРОСТОР!

С крутого берега открылся захватывающий вид! Но, впрочем, лучше вам самим побывать, любезные читатели, и посмотреть, чем мне коряво описывать Божественную благодать. Настоятельно рекомендую.
А мы по узкой крутой тропинке, уставленной столиками коробейников, отправились в монастырь Святого Георгия – истинную цель нашего путешествия.
По ходу я успевал осматривать окрестности святого места, где, как говорят, видели самого Георгия наяву – отрадно и боголепно. И сам монастырь, прицепившийся на обрыве, произвел благоприятное впечатление, даже количеством экскурсантов. Тянутся люди к высокому, тянутся! Хотя и фотографируются на фоне храма, стараясь принять выигрышные позы.
Мы чуть поднялись по ступенькам и оказались в пещерной часовне, в которой по словам служительницы, громогласно возопившей на неуемных туристов залезших в своем естественном стремлении к Божественному познанию прямо на амвон, что здесь же сам Андрей Первозванный молился, а вы, мол ногами в святое! Все отпрянули, а я, признаюсь, втихаря прикоснулся к каменным стенам и, видимо, за свой кроткий нрав получил Андреево благословение. С чем и ушел восвояси.
Да, на Фиоленте все светло и лучисто, и кажется, что в мире не может быть плохих помыслов. Воистину – Божественная страна.

Но и здесь, оказывается, есть темные пятна.
Благодаря моим соратникам по тайному сообществу почитателей Великого Гугла, я знаю, что за священный мыс Фиолент ведется война между украинскими олигархами, их подпевалами и новыми русскими властями, которые, как я понял из путаных объяснений местных патриотов мыса, вообще-то старые, исключая, разве что Главу города. Олигархи! Это слово на Фиоленте звучит по особому – Партениум, Артемида, Орест, Пилад и все такое прочее. Вспоминаются галеры, архимедов огонь и амфоры полные кефали… или, может быть, вина, золота, точно не знаю. Так вот, исследовав местность, к своему удивлению, я военных действий не обнаружил. Ревностные защитники меня, конечно, укорят и прибьют к позорному столбу, но на нет и суда нет. Я думаю, что власть на то она и власть, разберется. При правовом государстве, кое у нас сейчас происходит, это дело не простое. Купил человек, например, на последние гроши клочок земли в пяток гектаров на самом краю синего моря для услады души, выстроил дом соразмерно своему разумению о прекрасном и живет, тщетно надеясь, что не смоет его в пучину. Так что ж теперь, выселять, если у него есть какие-никакие документы, но в Киеве, а те, столичные чинуши-вороги, волынят и бюрократничают. А у него дети малые плачут, скотина мычит не доена…    
Русский человек всегда сострадал ближнему.
За что и платит всегда.

Относительно войны, любой войны, существует изречение, бытующее на западе: Во всем мире только русские могут позволить себе воевать по велению души. Не за земли, выгоды, а за правду, за Родину, в ущерб себе. Если оборотиться на историю нашу, то так в большинстве случаев и есть. Возьми хоть болгар, хоть сербов, хоть Суворова с его Альпами, да и Донбасс в этом ряду – как бросишь!
Что касается Фиолента, Крыма и мира в целом, то Господь все видит, и сотворит все по справедливости. Будьте уверены!

(продолжение следует)


Фото автора, репродукции картин И.Айвазовского, В.Верещагина, В. Серова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий