Оглавление

понедельник, 26 октября 2015 г.

Путешествие из Петербурга в Гурзувит-10



Феодосия  -  Ардабда - Кафа -  Кучук-Стамбул.
I.
Зимою ли я ехал или летом, для вас думаю равно. Может быть и зимою и летом. Не редко то бывает с путешественниками, поедут на санях а возвращаются на телегах. – Летом. – Бревешками вымощенная дорога замучила мои бока; я вылез из кибитки и пошел пешком. Лежа в кибитке мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче. – Но упражнения духовныя не всегда нас от телесности отвлекают; и для сохранения боков моих пошел я пешком.
А.Н.Р.
Однозвучно позванивают рессоры и дорога слегка пылится – наш возок под моим усердным управлением после полезного Симферополя устремляется далее, к древнейшей Феодосии. Не по чину, конечно, мне, великому русскому живоописателю, править самому, а и то дело, не будешь же век бока в кибитке ломать! Я хорошо помнил ухабы этого сквозного стоверстного тракта, и заранее собрался с мыслями и пожитками, дабы ни те, ни другие не развалились вовсе. Но стоило отъехать от столицы Тавриды, как препятствия наши закончились – путь открылся гладкий и широкий, да такой, что иной раз обогнать какую-нибудь арбу неспешного чумака не представляло никакой заковыки.
Вот что делает дух животворящий. А и кто иной, ежели еще вчера дорога эта была наихудшей из дорог российских, что пришлось нам проехать на долгом пути. А сегодня, как народ крымский единодушно изъявил желание к Отчизне нашей вернуться, так сразу – глаже этой стежки я и не видывал в мире! Помнишь, мой долготерпивый спутник, как пробивались мы скрозь чад адский да запруды полицейские, скрозь смолу огненную да обочины каменистые. Сколько потеряно здесь упряжи и оглобель, не перечесть. Вот, смотри же победитель канав и буераков, до чего русское разумение может дойти – враз колымажная дорога сия преобразилась в наипервейшую першпективу черноморскую!    

   Но все это лишь путевые посмотры – впереди таинственная и прекрасная Феодосия, которая, после поворота на Кок-те-Бель, уже проглянула в оконце нашей кибитки. Вот и крест целовальный, заправка ямщицкая, налево отходит тракт объездной – преддверье городское, околица феодосийская. Нам прямо, к главному рынку – средоточию всевозможных явств и амуниций. Рынок испокон веков был серединкой города, это сейчас понастроили новейших магазеев и маркетонов, но рынок все равно остался основным источником здорового питания граждан. Чего тут только нет: и рыбы всякие, и виноград янтарный, и груши сахарные, и польта зимние, и краны водопроводные…
Конечно, ведь водопровод-то в городе провел сам великий художник Иван Айвазовский – уроженец Феодосии! Вот они, истые служители Отечества, до всего им есть дело! А ежели и не сам, то на его деньги – благодетель. Ему управа и галерею построила, чтоб достойнейший Иван Константинович мог картины свои развешивать на усладу публике.  Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника, и еще при жизни живописца пользовалась большой известностью. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки, где сразу раскупались и больше уже не возвращались. Их место занимали все новые и новые, только что написанные, благо великий художник был очень плодовит.
Айвазовский был маринистом и люди у него получались не очень, поэтому, как только ему надо было пририсовать куда-нибудь в свой сюжет человека, что за комиссия, Создатель, он приглашал не менее даровитых друзей-портретистов. А что до пучин морских и пенных валов, то они у него выходили превосходно, в особенности девятый вал. Иван Константинович, не мудрствуя лукаво, так и назвал свою самую знаменитую картину – «Девятый вал»! Посмотрите и преклонитесь стихии и таланту!
Ованнес Айвазян, а именно так по настоящему звали живописца, родился и умер в Феодосии (1817 – 1900), он всю жизнь прожил, за короткими исключениями, в этом  древнем городе, одаривая своих сограждан прекрасным искусством и замечательными благодеяниями. Да и где еще мог родиться армянский гений,  ведь Феодосия копила свои таланты более двух с половиной тысячелетий, ну, разве что в Эривани! В Европе старшинством с Феодосией могут соперничать  лишь Афины, Рим и Керчь.
Позволь, мой преданный друг, погрузить тебя в питательные воды истории, ибо Феодосия достойна внимания любого странника, будь ты хоть царь, хоть простой крестьянин. Пусть пред твоими очами пройдут те толпы счастливых и несчастных жителей, кои населяли город долгие-долгие века, ведь он был основан еще в VI веке до Рождества Христова!
Основали Феодосию купцы-мореходы из города Милета, построив здесь торговую факторию и назвав ее Богом данная – ФеоДосия. Довольно скоро фактория превратилась в небольшой типичный греческий полис, великолепный образчик античной культуры. Сладостная музыка играла почти 10 веков (!) – античная Феодосия была разрушена в IV веке нашей эры во время нашествия гуннов. Но к тому времени здесь уже было небольшое христианское поселение, в котором жили аланы и называлось оно Абракадабра… нет-нет, почти что так – Ардабда. К VI веку всё южное побережье Таврики находилось в сфере сильнейшего влияния Византийской империи. В конце VII-начале VIII веков на полуостров вторгаются хазары, многие христианские поселения исчезают, а на их месте возникают хазарские. Ненавистные хазары, по словам Александра Сергеевича, который тоже бывал здесь, захватили и селение Ардабда. В период с XI по XIV века, спасаясь от набегов завоевателей, на полуостров переселилось огромное количество армян, среди которых, по всей видимости, и перебрались в Крым предки Айвазовского.
Во времена раннего Средневековья на развалинах древнегреческой Феодосии возникло новое поселение – Кафа. В XIII веке на море господствовали генуэзцы, на суше – татары и Феодосия вошла в состав сильнейшего – крымского улуса Золотой Орды. Однако во второй половине XIII века генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран-Тимура ярлык на участок побережья Феодосийской бухты и основали свою факторию, сохранив название Кафа. Два столетия Кафа находилась под владычеством генуэзцев. Опасаясь набегов татар, они обнесли город мощными, до 12 м высоты и 2,5 м толщины каменными стенами и множеством башен, вырыли перед крепостными сооружениями глубокий канал, возвели цитадель. Эти сооружения и сейчас выглядят внушительно, а тогда это была одна из самых мощных в Европе крепостей.
И сегодня мы, минуя запутанную сеть старинных улочек и подъехав на своей тележке к самому подножью крепости, находящейся теперь в так называемом Карантине, также поразились ее величием и восхитились титаническим трудом древних строителей. Без башенных кранов и другой заумной technikus подневольные каменщики буквально вручную сложили грандиозное сооружение, одним своим видом долженствующее отпугнуть любых захватчиков.
Я оглянулся вокруг – именно тут янычары штурмовали стены и все здесь навеки пропитано кровью турецких, италийских и феодосийских воинов. Следы времени видны везде, всюду прах и тлен.
Но что за чудо, о мой внимательный читатель?! Взор мой уперся в свежую каменную кладку. К древним строителям присоединились и наши теперешние мастера, искусно продлив средневековые стены современными пристройками в античном стиле «ukrainsky samozakhvat». И ведь как мастерски, как похоже на дела давно минувших дней – сразу и не отличишь! Отменно! Гармонию несколько портит новейшая железочерепица с веселенькой раскраской, но ничего, зато долговечно, может простоять даже дольше самой крепости. Та вон, полюбуйтесь, вся зияет провалами и щербинами, а пристройка – ровная, камень к камню – прогрессия! Видно, что управа местная знает толк в благоустройстве и попечение своих граждан. Небось учреждение какое богоугодное расположилось в этих хоромах, а то и гражданин какой почетный отдыхает здесь от трудов на благо Отечества…
Полюбовавшись прекрасным симбиозом нового и старого, мы углубились в руины. Но чуть мы ступили далее, как почувствовали руку Божью в буквальном смысле – церковь Иверской иконы Божией Матери вся утопала в цветах. Мы, в свое время, воочию видели и новгородскую церковь Параскевы Пятницы, и владимирский Покров на Нерли, и вот теперь церковь Иоанна  Предтечи, как изначально назывался храм. Те же скупые и строгие формы, то же скромное величие. Гениальное в простоте.
Постройку в теперешнем византийском стиле относят к XIV веку, а закладывали церковь в VIII! И основные стены сохранились! Это один из старейший храмов страны. Мы, склонив головы прижались к теплым камням стен, и тут же почувствовали всю…
Но не будем уносится в бушующую пропасть истории, всему свое время. И все же трудно наяву представить себе, что это небольшое сооружение просуществовало более 12-ти столетий и видело и набеги хазар, и чуму, и турецкое нашествие. В кристаллических каменных структурах все записывается, вы же знаете, мои пытливые друзья. Считается, что знаменитый путешественник, тверской купец Афанасий Никитин в 1472 году молился в этом храме о возвращении на родину после завершения путешествия в Персию и Индию. В Кафе он прожил 3 года и написал здесь книгу «Хождение за три моря», что подтверждается памятником первопроходцу, расположенному рядом.
Церковь долгое время пребывала в запустении и была восстановлена в позапрошлом веке. Тогда церковь поменяла свое имя и ее стали называть Карантинной. 31 августа 1858 года Карантинную церковь освятили в память Иверской иконы Божьей Матери. Советская власть тоже отметилась на этом святом месте – в годы революции возле храма были расстреляны более 7 тысяч солдат и офицеров Белой армии, а позже здесь располагался склад...
Не знаю почему, но хотелось бы, чтобы к сей уБогой церквушке, заботливо обихоженной прихожанами, ничего больше не пристраивали.
Ну да я отвлекся, здесь же, оттолкнувшись от намоленных стен, ненадолго вернемся назад в прошлое, феодосийские особенности которой интересно знать.   
 Так в 1347 году, чтобы сломить осажденных хан Джанибек приказал забрасывать в город трупы умерших. Вскоре среди осажденных началась чума. Защитники по тайному подземному ходу, выходящему из крепости прямо в бухту, бежали в Европу и вместе с ними туда пришел страшный мор, унесший более 20 миллионов жизней.
Печально. Но еще печальней то, что в XIII-XV веках Кафа стала центром работорговли на Черном море. И не раз русские и казацкие дружины ходили на Крым вызволять своих соплеменников, разоряя это невольничье гнездо. Но работорговля была обычным делом для тех далеких лет, и способствовала тому, что Кафа стала одним из центров Великого шелкового пути, через который шли торговые караваны и на Запад и на Восток. Город тогда процветал. А после падения Константинополя и гибели Византии, в 1475 году турки захватили и Кафу, также как и остальные генуэзские владения. Город был переименован в Кефе и стал центром крымской провинции султана. Турки основательно перестроили город на свой лад и, подчеркивая его значение, называли его Кучук-Стамбул (Малый Стамбул).
Вереницей событий пронеслись столетия – город был взят российскими войсками князя Долгорукого; его посетила императрица Екатерина II; вот и паровоз после прокладки железной дороги дошел до Феодосии; завершилось строительство торгового порта. Феодосия с честью прошла все испытания Гражданской войны, Великой отечественной, с помощью всей страны дружно отстроилась и предстала пред нами такой какая она есть сейчас – Богом данная и Богу угодная!

Прости меня, долготерпивый читатель, за столь длинное погружение в глубины истории – и то верно, если кто захочет, все узнает сам, я даю только направление для поисков. Важно, чтобы когда идешь по улицам этого светлого города мы знали, что многие и многие поколения людей разных наций, разных сословий и вероисповеданий проходили по этой земле до нас.
Одним словом, приезжайте!
(продолжение следует)

Фото автора.
Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал».

Комментариев нет:

Отправить комментарий