Оглавление

суббота, 17 октября 2015 г.

Путешествие из Петербурга в Гурзувит-9



Симферополь - Акъмесджит.
"Родившись среди свободы сей, мы истинно братьями друг друга почитаем, единому принадлежа семейству, единаго имея отца, бога.
Светильник науки, носяся над законоположением нашим, отличает ныне его от многих земных законоположений. Равновесие во властях, равенство в имуществах, отъемлют корень даже гражданских несогласий. Умеренность в наказаниях, заставляя почитать законы верховный власти, яко веления нежных родителей к своим чадам, предъупреждает даже и безхитросныя злодеяния. Ясность в положениях о приобретении и сохранении имений, недозволяет возродиться семейным распрям. Межа, отделяющая гражданина в его владении от другаго, глубока, и всеми зрима, и всеми свято почитаема. Оскорбления частныя между нами редки и дружелюбно примиряются. Воспитание народное пеклося о том, да кротки будем, да будем граждане миролюбивые, но прежде всего да будем человеки".
А.Н.Р.

Акъмесджит – это по крымско-татарски и есть Симферополь. По гречески –  Συμφερουπολη. Мимо Симферополя не проедешь. Большинство путешественников, которые прилетели на Монгольфьерах, приехали на упряжках, а раньше и на самоходах Черепанова, не минуют эту станцию. Но и только. На перекладных все сразу устремлялись к морю, не замечая этот достойный город. Новый город – Неаполь, так херсонеситы называли скифскую столицу. Да-да, мой друг, в России есть свой Неаполь. Вот сколько названий имеет Симферополь, что говорит о его бурной истории.
Внемли, читатель, об этом крымском граде, средоточии всех стихий Тавриды, стоит поведать!

Герб и название – Симферополь – означающее по-гречески «полезный город» предложил Екатерине Великой князь Потемкин. На гербе, в образе пчелы изображена сама императрица, как мудрая пчелиная матка, заботящаяся о своих пчелах. Российская империя изображена в виде улья, что было вполне в духе эры Просвещения в доЕГЭшный период. А официальной датой основания Симферополя считается 1784 год. В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая 1784 года отмечается, что «с Акмечета будет губернский город Симферополь». Тогда же под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического на территории, находящейся рядом с мечетью Кебир-Джами на левом берегу Салгира, там где ранее стояли полевые лагеря полководцев Василия Долгорукова-Крымского и Александра Суворова-Рымникского, началось строительство административных, жилых зданий и православного храма.
Но этим не ограничивается история города. Трудно назвать такую историческую эпоху, которая не оставила бы здесь своих следов. Многочисленные древние стоянки, поселения, курганы, могильники показывают, что на месте нынешнего Симферополя человек жил не менее 40—50 тысяч лет.
Мы живем не так долго, но тоже видели разный Симферополь, при разных общественных формациях, принадлежавший разным государствам, в разном состоянии достатка. Когда-то я прибывал в столицу Крыма в основном на поезде, на шикарный вокзал, так сказать, ворота Крыма, который сегодня пуст. Но, пожалуй, это не ворота, а парадный подъезд, так как после вокзала выходишь на широкую площадь, где тебя ожидает первый в мире горный троллейбус, на котором следуешь дальше к морю! Вопрос не стоял – на автобусе, такси или электричке? Конечно, мягкий комфортабельный троллейбус «Шкода»! Это было советское чудо! Но бывали моменты, когда я оказывался в Симферополе в «неурочное» время: или до поезда было время, или приезжали поздно ночью. И тогда город был наш – со скверами и фонтанами, с тихими южными улицами и бездонным крымским небом. Да, мой любезный читатель, сойдя с поезда ночью, после душных вагонов, поражаешься пряным запахам и небом, которое всегда, насколько себя помню, было ясным и звездным.

А в своих путешествиях по Крыму в разное время на тех самых перекладных, мы, плутая в старом городе, не раз проезжали Симферополь насквозь, с севера на юг и с востока на запад. Претензий к организации движения нет, город живет своей жизнью, мы своей. Современная деловая южная столица. Сегодня только где-то на окраинах можно почувствовать дух старого времени.
Ведь скифский город с греческо-италийским названием — Неаполь существовал с III века до Р.Х. При легендарных царях Скилуре и сыне его Палаке город переживает пору расцвета, ведет оживленную торговлю с Херсонесом. Раскопками установлено, что Неаполь Скифский был хорошо укреплен и представлял собой довольно крупный торговый и ремесленный центр. В III веке он сильно пострадал от гото-аланов, а в следующем, IV веке, вторгшиеся в Крым гунны довершили его разгром.
Очень долгое время город влачил жалкое существование. Это был, как сообщает академик П. С. Паллас, жалкий городишко с узкими кривыми улочками, мрачными и низкими домами, словно приникшими к земле. Но, став в 1784 году русским губернским городом и получив новое имя, Симферополь возрождается, и становится действительно полезным и обществу и Крыму.
До 70-х годов XIX века город жил прежней провинциальной жизнью, в которой иногда происходили важные события «местного значения». Так летом 1871 года развернулось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги. И 14 октября 1874 года был сдан третий участок дороги — Мелитополь-Симферополь. В этот день пришел первый пассажирский поезд. Строительство железной дороги завершилось 5 января 1875 года, что было отмечено на многих станционных табличках по всему пути.
Железнодорожный узел вообще стал первым крупным предприятием города. Открытие узловой станции привело к бурному развитию города в западном направлении, к застройке всей территории — от старой границы города до вокзала. Рос город, увеличивалось число его жителей, в 90-х годах XIX века в Симферополе численность населения по переписи 1897 года достигла 49 тысяч. Напомню, что на 1 января 2015 года население Симферополя составило 353 тысячи человек.
В конце XIX века Симферополь начинает усиленно «обживать» торговый капитал, появляются не только крупные магазины, аптека, фотография, увеселительные заведения, но и школы, театр, библиотека.
«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека…», — так, мимолетно, отразил жизнь в Симферополе в рассказе «Ионыч» Антон Чехов. Библиотека была третьей по счету на юге России — после Севастопольской морской и Одесской научной.

А крупнейшим событием в истории Симферополя стал пуск в 1914 году первой линии трамвая. С ним пришло электрическое освещение улиц, мощение проезжей части. Трамвай просуществовал в Симферополе до начала 70-х годов прошлого века, и сегодня о нем напоминают только сохранившиеся опоры контактной сети и экспонаты музея в троллейбусном управлении.
Не менее, чем пуск трамвая, а может быть и немного более значительным событием, явилось довольно мирное установление советской власти, которое состоялось, как пишут знающие люди, 13 января 1918 года. Здесь разместилось правительство Советской Социалистической Республики Таврида. Однако республика просуществовала всего месяц и на этом мирные времена закончились. В середине апреля германские войска вторглись в Крым и стали занимать один город за другим. Правительство Республики попыталось эвакуироваться в Новороссийск, но было схвачено под Алуштой и расстреляно.
Кайзеровских оккупантов сменили деникинцы, потом Красная Армия, потом врангелевцы, всевозможные банды и так далее. Окончательно советская власть установилась 13 ноября 1920 года. Заметили, опять «13»?! К чему бы это?
Не обошла стороной город Великая Отечественная война. В Симферополе сформировали 51-ю армию, прославившуюся в боях за Крым, партизанские отряды, воевавшие в горных лесах, подпольные организации. За период оккупации, с 1 ноября 1941 года по 13 (нумерология, однако!) апреля 1944 года гитлеровцы основательно разорили город.
После войны началось очередное, долгое и трудное возрождение экономики Крыма. Однако в Симферополе особых прорывов не наблюдалось – крупных санаториев не было, а люди, уставшие от ужасов войны, просто хотели покоя. Не встряхнуло их и передача Крыма под крыло Украины, кто же знал, чем это кончится. В общем жизнь текла размеренно и спокойно, даже в дни путча ГКЧП и борьбы крымчан за автономию Крыма хотя бы в составе Украины. Разгул преступности в 90-е – банды Дзюбы, Башмакова, которые избрали город свой резиденцией, –  немного «освежил» настроения, но вскоре и эта «власть» пала.
Как оказалось, все это было только прелюдией, подлинно исторические события произошли в Симферополе в феврале-марте 2014 года. И если с Севастополем все было ясно – исконно русская твердыня, то Симферополь – город на семи ветрах, как поведет себя он? Но именно Симферополь стал центром борьбы с кровожадными майдановскими властями Киева.
Сегодня Симферополь – героическая столица Республики Крым в составе Российской Федерации. Да, героическая! Цена вопроса, как в Отечественную войну, была высока – жизнь граждан Крыма.
Тогда, в февральские дни, крымчане в едином порыве – это не журналистский штамп, а простая констатация, встали за свою, русскую землю. Исторический факт – на референдуме за присоединение к России проголосовало 97% жителей Крыма, если быть точным 96,6. Нет, конечно, не все было так гладко – восстали татары, и с «боями» выдвинулись защищать Украину к зданию Совета. Произошли стычки, драки. Один выстрел – и все это грозило превратиться в очередную кровавую мясорубку! Если бы не трагизм положения, то мне показалось бы это выступление смешным и абсурдным – на протяжении многих лет я наблюдал как украинские власти жестко гоняли татарских активистов, сносили бульдозерами их домики на «самозахваченной» земле, не давали народу никаких прав и гражданства. Замечание вне политики: никому не было дела, что вернувшимся на родину репатриантам, негде ни жить, ни работать! И после этого татары вышли защищать завоевания украинской демократии?! Не хочу вторгаться в тонкий национальный вопрос, но что-то здесь не так.

В побоище участвовал Сергей Аксенов – буревестник крымской революции. Ну хорошо, если и не буревестник, то хотя бы «Че Гевара», как его называют сами защитники, точно! В отличие от своего тезки – аргентинского авантюриста, он ратовал за дружбу между народами, и его действия позволили немного успокоить и рассредоточить толпу, но смута, с участием кое-каких представителей киевской власти, продолжилась.
Надо отдать должное и Владимиру Константинову – председателю Верховной Рады Крыма в ту пору, это он первым решился на формулировку вопроса для референдума в виде прямой фразы – «в состав России». Можно было бы, в духе всеобщего развала, провозгласить Крым суверенным, самостийным и все такое, но мудрости и мужества Константинову и его соратникам хватило!
Кстати, вот малоизвестный факт, который псевдополитики предпочитают замалчивать. Между Черноморским флотом РФ и абсолютно легитимными властями Крыма была достигнута договоренность о совместной охране объектов Черноморского флота, которая явилась основанием для дальнейших действий. Это не пустяк, Киев намеревался послать в Крым войска. Задумайтесь, хочешь не хочешь случилась бы война. Попытки оголтелых националистов захватить имущество, а далее и сам флот, как мы помним, уже были. 

На этом фоне «радушная встреча» симферопольцами поезда «Дружбы», который активисты пресловутого правого сектора майдана направили в столицу Крыма, дорогого стоит! А это где-то 1000 отмороженных отлично вооруженных бойцов, до этого с воодушевлением жегших в Киеве милиционеров «Беркута».  
Вообрази, мой героический читатель, лежишь ты сегодня, как, например, я, на диване, спокойно смотришь, скажем, футбол, или Гуглишь в Интернете, и вдруг надо идти куда-то в ночь, в холод, защищать какие-то принципы. Какие принципы сегодня?! А там и лютую смерть легко найти. Проще ведь сказать – сами разберутся! Но нет, люди пошли, и встретили «дружелюбный» поезд с палками, щитами и камнями! Оружия не было! Симферопольцы хотели захватить его у «правосеков». Но, к счастью, киевские бунтовщики испугались, и, как рассказывают очевидцы, выгрузились, не доезжая до Чонгара. А шуму-то в Киеве было! Но и без них в городе хватало украинских войск и милиционеров. Правда, нормальные, вменяемые, солдаты и офицеры, перешли на сторону крымчан и, сорвав ненавистные знаки отличия, встали плечом к плечу с защитниками Симферополя и Крыма вообще. Оговорюсь опять – это не пафос, так и было на самом деле, на кону стояла твоя жизнь и жизнь твоей семьи!


Штаб обороны возглавлял Сергей Аксенов. Что ему, состоявшемуся бизнесмену, эта заварушка? Мог бы, как Куницын или, например, Могилев, да и некоторые известные мне крымские предприимцы встать на сторону Киева, он-то рядом, а Москва далеко! Аксенов – русский, и это все объясняет.
Не побоюсь утверждать, что Сергей Валерьевич Аксенов в России сегодня, за редким исключением, – самый решительный и деятельный глава российского региона. Знаю-знаю, сейчас либералы и демократы усих краин (парадокс, ведь я не так и далек от этих прогрессивных взглядов) встрепенутся, и начнут с упоением рассказывать про былые и нынешние «заслуги» и «приключения» Главы республики. Причем, дай повод, они это готовы говорить о правителе любой республики или губернии. Известная пластинка – слышали. Обернитесь на себя, дорогие правдорезы, вы что – святые? Да пошарьте по карманам, не завалялись ли там 30 сребряных монет?
Главное – итог!
Прости, мой добрый читатель, за столь длинный экскурс в далекую и еще свежую историю, но это надо просто помнить каждому! И проезжим жителям Москвы и Челябинска, Барнаула и Калининграда следует знать историю своего Отечества, ибо Наш Крым – источник единства всего государства!
Я допускаю, что древняя история Симферополя описана учеными верно. Что касается новейшей, буквально вчерашней истории, то ее описал я, простой путешественник, не академик, но считаю такую ее трактовку совершенно верной! А как иначе, если на повестке дня стоял, как говорится, один вопрос – Patria о muerte!
Родина или смерть!
Но сбросим накал страстей, – благодаря незаметным героям, сегодня над нами безоблачное небо.
Поведаем теперь о чем-нибудь приятственном и спокойном, например, о том, что кроме революционных и археологических памятников в Симферополе есть и иные, кулинарные, можно сказать, памятники Умиротворения.


Тихо журчит горная река, надо мной склонились ветви прекрасных дерев, волшебно поют невиданные птицы. Не пугайся, мой добрый читатель, я не сошел с ума и не умер, и я не в раю! Я жив и в трезвом рассудке. Почти. Просто наша Еxpedision оказалась в замечательном заведении на тракте Симферополь-Ялта, недалеко от Ангарского перевала. Надо сказать, что мы каждый раз на протяжении многих лет, когда бываем в Крыму, и с друзьями и в одиночку, заезжаем в сей островок покоя и утоления всех печалей. Всех не всех, но славно поесть и отдохнуть душой здесь можно в полной мере. Это уже стало у нас ритуалом. Рекомендую.
А после дальней дороги, что еще надо?

(продолжение следует)

Фото из архива автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий