Владимир Лисунов – художник Божьей милостью.
Вся жизнь Володи Лисунова, не только художника,
но и поэта, философа, киноартиста и просто большого оригинала, была соткана из иллюзий
и представляла собой немного потусторонний, по хорошему провокационный, но
изящный и бездонно глубокий мир. Эпатаж был его стихией и в жизни.
В 70-е годы в Ленинграде можно было
наблюдать Лисунова в длинном черном пальто с развевающимся красным шарфом, в
широкополой черной шляпе, вышагивающим по Невскому проспекту и читающим на ходу
маленький томик Бодлера в вытянутой руке. Лисунов, по своему обыкновению,
пребывал в углубленном познании французского символиста, и ему было
безразлично, где он находится, и что вокруг него происходит. Кроме Бодлера он благосклонно
принимал мистицизм и другие окультные науки и искусства, изучая труды Папюса, Блаватской,
Дали, Босха и Кастанеды. Во времена строительства развитого коммунистического
общества подобные фигуры являлись плевком нормам советской морали, и были
наперечет и в самом обществе, и в определенных государственных организациях.
Тогда я, юный оболтус, жил на улице
Марата – в ту пору знаменитом рассаднике вольной художественной мысли, и мы с
друзьями частенько собирались у меня для обсуждения «творческих планов».
Замечу, что в эту эпоху застоя, маразма и портвейна, Лисунов, в отличие от
остальной «творческой интеллигенции», не пил и не курил, так что беседовали мы
о кристально чистых духе и плоти искусства. Это были как заоблачные, так и простые
житейские разговоры – надо было как-то существовать в предлагаемых условиях. Вот
в ту, дремучую советскую пору, на почве общих взглядов на действительность и
творчество, мы сошлись накоротке с
непризнанным гением и даже спустя долгие годы поддерживали дружеские отношения.
У меня до сих пор лежит Володин подарок – память о том времени – «Практическая
магия» Анри Папюса 1912 года издания.
Владимир
не к чему не призывал, не вел антисоветской деятельности и даже не стенал по
поводу своей несчастной судьбы – одно его присутствие, его слегка манерная
речь, вызывающие одеяния, его ирония на грани сарказма были посильней, чем вся
марксистско-ленинская идеология.
Что, собственно, и раздражало все партийные
и карающие органы. Однако предъявить что-либо художнику, кроме его
беспредметных картин, было нечего.
Но чего стоили эти картины! Свои
произведения Лисунов рисовал, писал, задувал, выцарапывал и размазывал в
промежутках между оформлением серых выставок чужих строительных «шедевров», театральных
декораций и прямолинейных плакатов наглядной агитации! Они, эти произведения,
полные эфирных персонажей, являлись наглядным укором директивному социалистическому
реализму. Сюжеты одних картин Лисунов посвящал иным мирам, других – библейским
историям, а третьих, наверное, бесконечности. Им созданы целые серии графических
работ: «Астральные блуждания души», «Пейзажи души», «Дивы», «Воздушные Ню», «Портреты
друзей» и «Люди электрички».
Владимир Лисунов был настоящим и
бескомпромисным «нонконформистом», как тогда это называлось, принимал участие
во всех подпольных и скандальных художественных выставках и был широко известен
в «узких кругах». Но из состава участников первой «официальной» выставки нонконформистов
в ДК Газа Лисунов был сразу категорически исключен комиссией СХ, а в 1975 году,
когда Володя уже было собрался принять участие во второй и последней выставке
авангардистов в ДК «Невский», он был задержан работниками КГБ, в результате
чего несколько дней провел в камере в «Большом доме» на Литейном.
По его рассказам, наполненных, как
всегда, тонким юмором, Володя, сидя в камере, набросал эскиз, который
позже использовал для написания картины «Беглец», которую он считал своей
лучшей работой.
В июле 2000-го мне позвонил мой друг художник
Зверев, который знал все и всех, и я с ужасом узнал, что Володя трагически
погиб при неизвестных обстоятельствах в собственной закрытой на задвижку
квартире. И тайна данной запертой комнаты осталась навсегда неразгаданной.
Не говоря о друзьях, память о
«бесовском и божественном» художнике останется и у искусствоведов, и даже у
историков развития советского социалистического (я не ошибся!) искусства.
Картины Лисунова, разлетевшиеся по всему миру, еще долго, если не вечно, будут
говорить с людьми Володиными образами и
символами.
А его пронзительный взгляд не дает мне покоя до сих пор...
Владимир Евгеньевич Лисунов (21 марта 1940 —
27 июля 2000)
Комментариев нет:
Отправить комментарий