Оглавление

среда, 16 декабря 2015 г.

Великий Лисссссссссссссс!


          Владимир Лисунов – художник Божьей милостью.
Вся жизнь Володи Лисунова, не только художника, но и поэта, философа, киноартиста и просто большого оригинала, была соткана из иллюзий и представляла собой немного потусторонний, по хорошему провокационный, но изящный и бездонно глубокий мир. Эпатаж был его стихией и в жизни.
В 70-е годы в Ленинграде можно было наблюдать Лисунова в длинном черном пальто с развевающимся красным шарфом, в широкополой черной шляпе, вышагивающим по Невскому проспекту и читающим на ходу маленький томик Бодлера в вытянутой руке. Лисунов, по своему обыкновению, пребывал в углубленном познании французского символиста, и ему было безразлично, где он находится, и что вокруг него происходит. Кроме Бодлера он благосклонно принимал мистицизм и другие окультные науки и искусства, изучая труды Папюса, Блаватской, Дали, Босха и Кастанеды. Во времена строительства развитого коммунистического общества подобные фигуры являлись плевком нормам советской морали, и были наперечет и в самом обществе, и в определенных государственных организациях.  
Тогда я, юный оболтус, жил на улице Марата – в ту пору знаменитом рассаднике вольной художественной мысли, и мы с друзьями частенько собирались у меня для обсуждения «творческих планов». Замечу, что в эту эпоху застоя, маразма и портвейна, Лисунов, в отличие от остальной «творческой интеллигенции», не пил и не курил, так что беседовали мы о кристально чистых духе и плоти искусства. Это были как заоблачные, так и простые житейские разговоры – надо было как-то существовать в предлагаемых условиях. Вот в ту, дремучую советскую пору, на почве общих взглядов на действительность и творчество, мы сошлись  накоротке с непризнанным гением и даже спустя долгие годы поддерживали дружеские отношения. У меня до сих пор лежит Володин подарок – память о том времени – «Практическая магия» Анри Папюса 1912 года издания.
Владимир не к чему не призывал, не вел антисоветской деятельности и даже не стенал по поводу своей несчастной судьбы – одно его присутствие, его слегка манерная речь, вызывающие одеяния, его ирония на грани сарказма были посильней, чем вся марксистско-ленинская идеология.                 
Что, собственно, и раздражало все партийные и карающие органы. Однако предъявить что-либо художнику, кроме его беспредметных картин, было нечего.
Но чего стоили эти картины! Свои произведения Лисунов рисовал, писал, задувал, выцарапывал и размазывал в промежутках между оформлением серых выставок чужих строительных «шедевров», театральных декораций и прямолинейных плакатов наглядной агитации! Они, эти произведения, полные эфирных персонажей, являлись наглядным укором директивному социалистическому реализму. Сюжеты одних картин Лисунов посвящал иным мирам, других – библейским историям, а третьих, наверное, бесконечности. Им созданы целые серии графических работ: «Астральные блуждания души», «Пейзажи души», «Дивы», «Воздушные Ню», «Портреты друзей» и «Люди электрички».
Владимир Лисунов был настоящим и бескомпромисным «нонконформистом», как тогда это называлось, принимал участие во всех подпольных и скандальных художественных выставках и был широко известен в «узких кругах». Но из состава участников первой «официальной» выставки нонконформистов в ДК Газа Лисунов был сразу категорически исключен комиссией СХ, а в 1975 году, когда Володя уже было собрался принять участие во второй и последней выставке авангардистов в ДК «Невский», он был задержан работниками КГБ, в результате чего несколько дней провел в камере в «Большом доме» на Литейном.
По его рассказам, наполненных, как всегда, тонким юмором, Володя, сидя в камере, набросал эскиз, который позже использовал для написания картины «Беглец», которую он считал своей лучшей работой.
В июле 2000-го мне позвонил мой друг художник Зверев, который знал все и всех, и я с ужасом узнал, что Володя трагически погиб при неизвестных обстоятельствах в собственной закрытой на задвижку квартире. И тайна данной запертой комнаты осталась навсегда неразгаданной.
Не говоря о друзьях, память о «бесовском и божественном» художнике останется и у искусствоведов, и даже у историков развития советского социалистического (я не ошибся!) искусства. Картины Лисунова, разлетевшиеся по всему миру, еще долго, если не вечно, будут говорить с  людьми Володиными образами и символами. 
А его пронзительный взгляд не дает мне покоя до сих пор...

Владимир Евгеньевич Лисунов (21 марта 1940 — 27 июля 2000)

Комментариев нет:

Отправить комментарий