Оглавление

вторник, 3 ноября 2015 г.

Путешествие из Петербурга в Гурзувит-12



Ай-Петри.
«Восходя на гору, я вообразил себя преселеннаго в древность,
 и пришедшаго, да познаю от державнаго божества грядущее, и обрящу спокойствие моей нерешимости. Божественный ужас объемлет мои члены, грудь моя начинает воздыматься, взоры мои тупеют и свет в них меркнет. Мне слышится глас грому подобный, вещаяй: безъумный! по что желаеш познати тайну, которую я сокрыл от смертных непроницаемым покровом неизвестности? По что, о дерзновенный! познати жаждеш то, что едина мысль предвечная постигать может? Ведай, что неизвестность будущаго, соразмерна бренности твоего сложения. Ведай, что предъузнанное блаженство, теряет свою сладость долговременным ожиданием, что прелестность настоящаго веселия, нашед утомленныя силы, немощна произвести в душе, столь приятнаго впечатления.»
А.Н.Р.

Несколько дней над горами клубились тучи, но сегодня день выдался ясным, а значит дорога на Ай-Петри открыта! Как же быть в Тавриде и не обозреть все невообразимые дали с высочайшей вершины крымской гряды. Да, знаю, высочайшая – Роман-Кош – 1545 метров, но попробуй туда забраться. В свое время там любил проводить отпуск и справлять дни рождения некий Леонид Кучма, и дороги перекрывались напрочь, а сейчас полегче и все-таки можно попасть на Бабуган Яйлу, но только в составе делегации, то есть экскурсии.
Мы экскурсии не любим, хотя и позволяем себе иной раз пройтись с оравой сограждан и с удовольствием послушать местного гида. К своему несчастию, я много знаю о Крыме и поэтому заливистые речи наших сладкоголосых провожатых иногда вводят меня в ступор. Понятно, конечно, неумеренные фантазии и желание преподнести любимый край в благоприятном для несведущего человека свете. Занятно послушать про немецкую Анэнербе и Карадагских драконов, но и только. Если знать Крым как следует, то никаких фантазий не надо – он, прекрасный Крым, весь перед тобой, как на ладони, со всеми своими загадками и откровениями, умей вглядеться.  Вот за этим мы и отправились на Ай-Петри, гору Святого Петра, высотою, запомните: один, два, три, четыре – 1234 метра. Или, для наглядности, с 410-ти-этажный дом. Таких в свете и не бывает. Не достигла еще человеческая строительная мысль таких высот. Угодно доказательств? Высочайшее здание в мире, к слову, построенное руками человека, – Бурдж аль Халифа в Арабии – «всего» 830 метров!
Природа, что ж ты хочешь…
Дорога от Ялты резко сузилась, запетляла, и неудержимой стремниной понесла нас вверх. Домики и заборчики кончились, над нами сомкнулись вековые сосны-пинии, воздух из солено-морского сделался пряно-хвойным, уши заложило и повозка наша стала издавать жалобные вои и стоны. С ужасающей скоростью мимо нас вниз по склону, по всей видимости, не в силах справиться с земной Gravitassion, то и дело проносились кибитки и возки! О, Господи, что ждет нас?!
Спокойно. Надо признаться мы не впервые штурмуем эту горную вершину. И невольно каждый раз, когда мы взбираемся по этому серпантину на Ай-Петри, я вспоминаю нашего соседа в Мисхоре дядю Васю – ветерана крымских дорог. Представь, мой друг, он в войну по скользкому весеннему распутью водил свои доисторические экипажи груженые снарядами, в гору и с горы без каких бы то ни было новомодных приспособлений. Вот это ужас! И мастерство!
А сейчас мы соколом взвились к самому пику горного массива, и…
Замри, мгновенье, ты прекрасно!
Да, мой друг, задержись здесь и вкуси сладость полета птицы и ширь русской души!
Оставив повозку пастись на благодатном склоне, мы  направились к зияющей бездне. Когда-то я забирался на самую корону горы, туда, где крест, но сегодня довольно и небольшой площадки заботливо сооруженной местными концессионерами, благо ни одной души вокруг не было. Весь мир предо мной, один в вышине. Где-то я уже слышал это, но, значит, на возвышенном пике мирозданья нас с пиитом одолевают одни чувства.  
А если встать немного поодаль от пропасти, то на всем белом свете для тебя останутся только небо, горы и море, и ты окажешься вне времени и пространства.
Здесь, на вершине Богов, ты даже можешь двигать временем: вот ты средь диких первобытных гор и доисторического моря, но вот медленно подходишь к краю – и перед тобой вся Ялта ХХI века. В твоих руках Вечность!
Так путник, с вышины внимая
Ручьев альпийских вечный шум
И взоры в бездну погружая,
Невольным ужасом томим,
Дрожит, колеблется: пред ним
Предметы движутся, темнеют,
В нем чувства хладные немеют,
Кругом оплота ищет он,
Все мчится, меркнет, исчезает...
И хладный обморока сон
На край горы его бросает...


Конечно, здесь может, как у Саши Пушкина, закружиться голова и хочешь не хочешь, а вспомнишь все экскурсионные фантазии и байки. Я вообще-то трезвый человек, но легенда о Святом Граале греет мне душу. И дурманящий горный воздух здесь ни причем. Я считаю, что где-то здесь, на плато, со времен гибели Византии и недолгого процветания княжества Феодоро, сокрыта на долгие времена эта священная чаша, приносящая человечеству при неумелом обращении то несчастья, то великую благодать. Кто знает, вот и к последним событиям в мире не имел ли Грааль или Золотая колыбель, как в Крыму называют священный оберег, – отношения?
Но полно фантазировать и наслаждаться, хорошенького понемножку, пора вернуться вниз, к скромному очагу нашему, хотя я, пожалуй, мог бы здесь жить. Тем более, что всю видимую поверхность, ближайшую к обрыву, заполонили всевозможные трактиры, кабаки, траттории, ресторации, шалманы и кафе-шантаны. Тут тебе и сочные кебабы, и поджаристые шашлыки, и вина сладкие, и, думаю, сказочный щербет найдется! Украинские власти хотели снести все это…, как бы это выразиться?, великолепие, даже взгромоздили для этого на гору бульдозеры! Но, как мы видим, воз и ныне там, в смысле, здесь. Может все это и нужно для туристов, тем более, что вокруг бродит множество неорганизованных странников, доставляемых на Ай-Петри канатной дорогой, но выглядит оно ужасно и не к месту. Простой совет: сделайте, уважаемые сограждане, свой шанхай похожим на сказочный город, достойный Крыма, куда там будет заморскому Дисней-ленду с его картонными замками! Делать так из железобетона, знай наших!
Пора. Обозрев еще раз великолепные окрестности, взнуздав рысаков и усевшись поудобней, мы отважно ринулись под откос. Мелькающие стволы сосен, обломки скал, возникающие то справа, то слева пропасти, не мешали мне размышлять об увиденном. Конечно, бывают горы и повыше, но здесь ты увидел всё – и даль морей, и зелень лесов, и следы человеческой цивилизации на поверхности земли в виде голубых городов, белых кораблей и точек общественного питания. И раз мой ум настроился на стихотворческий лад, сейчас, спускаясь, прочту еще:
…За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной.
Я думаю, что Александр Сергеевич писал именно о следах цивилизации, которые видели и мы. Или нет, о чем-то ином? Как ты считаешь, мой друг? А ведь Пушкину было всего девятнадцать лет, когда он посетил Крым, а уже такие строки крапал! Стоит задуматься, а что сделал я, ты, мой пытливый читатель, в свои девятнадцать? Каков ход мыслей, я восхитился собой, под стать нашему головокружительному спуску! О том же вопрошает и другой пиит, наш современник Леонид Мартынов – певец Сибири и Алтая, не миновавший и Полуденного края на своей поэтической стезе:  
…След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
След в душе? Однако оставим. Пуста моих вопросов суть…
Нам ближе то, что Мартынов на самом деле, кроме суровых таежных просторов, вдохновлялся и крымскими солнечными затеями, о чем свидетельствуют вот эти гениальные строчки сибирского поэта:
Я наблюдал,
Как пляшут твист
В Крыму.
О нет, я не смотрел, как лютый ворог,
На этих неизвестно почему
Шельмуемых танцоров и танцорок,
Но понимал: не это - твист, не та
Динамика, не так руками машут.
И вдруг сказала девушка, проста
Почти до святости:
- Они вприсядку пляшут!
И оказалась к истине близка,
Ее воображенье было чисто.
Они откалывали казачка!
Вот что в Крыму
Плясали
Вместо
Твиста.

Ну это, конечно, русско-народная гипербола, но ты прав, мой тактичный читатель, это не литературная беседка, а серьезное альпийское путешествие.
Едем дальше, видим…
Что это за надпись – Серебряная беседка? Не литературная, так серебряная! Очередные загадки Крыма, надо исследовать. Посмотрим – стоянка, указатель, калитка в лес, стоимость 50 рублей!
Дежавю! Что-то мне опять это напоминает?
Я подошел к будочке со строгой табличкой «Касса» и спросил у кассирши за что берут деньги и читала ли она «12 стульев»?
- Читала, читала! Чтоб Провал не провалился!
На что я спросил:
- И как, беседка на самом деле серебряная?
Милая женщина на это мне ответила так:
- Зато у нас льготы для ветеранов ВОВ, участников боевых действий и инвалидов, а у них не было!
Ни под одну категорию я не подходил и смело возразил:
- Были. Не внимательно читали – для членов профсоюза и работников советской милиции.
На том и расстались. На красоты, да за даром, мы уже нагляделись.
Крым со своими нагло бесплатными пейзажами располагает к предпринимательству –  можно в любом месте ставить забор или как на Фиоленте – врата и собирать дань! Где-то, так сказать, «на храм», а где-то за… даже не знаю за что, той самой фантазии не хватает!   
На мой, крайне субъективный взгляд, даже в земном раю, которым, подобно Олимпу, является гора Ай-Петри не должно быть платной природы и стихийных рынков. Хотя ведь «яйла» означает всего лишь пастбище, и испокон веков здесь пасли коз и овец. Или можно сказать – ланей и агнцев. Мне так больше нравится.
И хватит ворчать, сказал я себе, ты хочешь, чтоб все оставалось в первозданном виде, чтоб тавры жили в пещерах, а скифы с греками в упоении продолжали кровавую бойню?! Тоже мне ретроград! А сам что делаешь?! Обрядил повозку самобеглую, летаешь на птицах железных, плаваешь на кораблях теплоходных?!
Я прав, мой критический читатель, то есть, прав мой внутренний голос 
– пусть все идет, как идет.

(продолжение следует)
Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий