Обратно.
«Разставаться
трудно, хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия
нашего. Разставаться трудно: но блажен тот, кто разстаться может не улыбаяся;
любовь или дружба стрегут его утешение. Ты плачешь, произнося прости; но
воспомни о возвращении твоем, и да изчезнут слезы твои при сем во ображении,
яко роса пред ицеем солнца. Блажен возрыдавший надеяйся на утешителя; блажен
живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется,
веселия множатся и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, разпложая образы
радости в зерцалах воображения. – Я лежу в кибитке. Звон почтоваго колокольчика
наскучив моим ушам призвал наконец благодетельнаго Морфея. Горесть разлуки моея
преследуя за мною в смертоподобное мое состояние представила меня воображению
моему уединенна.»
А.Н.Р.
Итак, наше путешествие
подходит к концу, осталось махнуть на север и все – только воспоминания…
В путь! В отличие от
прошлого года отправляемся в хорошую погоду, в жару 30 градусов и в безветрие!
Это вселяет надежду на успешное преодоление переправы – единственного пути для странника,
обремененного экипажем.
Обнялись с друзьями –
Ириной и ее сыном Игорем, и ни свет ни заря отправились в поход.
Мерное поскрипывание
нашей кибитки да мирно свистящий ветер привели меня в размышлительное
настроение, мысли мои то и дело возвращались то к ярким картинам природы края,
то клубились в дымке древних преданий, живыми очевидцами которых нам случилось
быть. А иной раз думы мои искрами вспыхивали при неосторожном касании моем современных
нам бурных событий. Яркой картиной вновь прошли передо мной все города и веси
Крыма, в которых мы побывали в этот раз и те, что мы посещали ранее. Приведу, с
вашего позволения, мои кратчайшие сиюминутные впечатления, которые дополнят мой
рассказ и поставят последнюю точку. Вот Гурзуф, Гурзувит – уголок эстетов и
краеведов;
Керчь – новые врата;
Феодосия – древнее обиталище
электрокаров;
Коктебель – киммерийская
поэма;
Судак – падшая
твердыня;
Новый свет – брызги
шампанского;
Симферополь – город обыкновенных
героев;
Алушта – Сочи Крыма;
Ялта – шик, блеск, красота;
Ливадия – поляна мира;
Алупка – околица
Дворца;
Симеиз – волшебная
шкатулка;
Севастополь – русская
легенда;
Бахчисарай – восточная
красавица;
Евпатория – детский
Сад...
И еще –
Вот, например, рассуждал
я далее, почему это жители России после воссоединения не рванули сразу в Крым
все, вот в чем вопрос?! Почему вся последняя история, связанная с возвращением
Крыма вызвала неоднозначные оценки даже на нашей родине?
Вообще-то все просто
и понятно, вывел я далее. Это люди моего поколения, чуть старше или моложе, еще
помнят Крымские курорты как Россию. Как всесоюзную здравницу. Еще кузницу и
житницу. И не только по фильмам. В те годы считалось отдыхать в Крыму более
демократичным, чем в Сочи, поэтому основное население, захватив палатки и
гитары, погрузившись в «Запорожцы», с удовольствием устремлялись в Ялту или
Судак с Новым светом. Странно, откуда повелось это разделение, ведь и в Сочи, и
в Ялте жили и цари, и генсеки. А последний правитель еще полнообъемной страны
так и вообще соорудил свою резиденцию в Форосе по последнему слову техники,
что, правда, его не спасло. Новые же, молодые граждане, не боясь теперь никаких
Охранных отделений, с открытием границ предпочли Турцию с Египтом и Багамы с
Сейшелами.
Был я в этих
эмпиреях. Все хорошо, удобно, размеренно, порой шикарно. Но нет кайфа, что ли. В
смысле душевного приятия. Нет простого общения с «нормальными» людьми. Негде
даже хлопнуть дверью или послать кого куда подальше. Не знаю как кому, но я не
раз выбирал Крым вместо поездок за рубеж.
Пора возвращать
традиции.
А касаемо
неоднозначной оценки последних событий всяческими «несогласными» с общим мнением и
«обделенными» благами, то Бог им судья – какой нормальный гражданин страны
будет возражать против прирастания своей Отчизны и благополучия ее граждан. Тем
более по искренней воле самих народов, желающих идти в будущее вместе с Россией.
В связи с этим, я вот
все думаю, а стоило ли мне так критиканствовать на Благословенный край? Надо ли
было выискивать недочеты и упущения?! Но ведь я не со зла же, а токмо в
поддержание! Или все равно чревато?
Вот например один
правдолюб тоже отправился в путешествие из одного города в другой, и описал это
свое, как он считал, незабываемое путешествие, и что? – был лишен всех наград и
званий и отправился на каторгу! Или вот еще…
Да и одного примера
достаточно. Рассуди, мой добрый цензор, прав ли я?
«Но любезной читатель я с тобою закалякался..... Вот
уже Всесвятское..... Если я тебе ненаскучил, то подожди меня у околицы, мы
повидаемся на возвратном пути. Теперь прости – Ямщик погоняй.
МОСКВА! МОСКВА!!!....»
(А.Н.Р.)
Да, уже столица нашей
Родины! Как незаметно пролетели версты.
А в самом центре столицы
– Кремль.
В продолжение нашего
феерического странствия, с замиранием сердца мы посетили вчерашнюю главную крепость
Третьего Рима, а сегодня – оплот средоточия мыслей и чаяний всего света! (Не
хватил ли через край?, подумал я при начертании этих строк. Как-то не
демократично, заклюют… А, пожалуй, нет! Чего стесняться? Так и есть на самом
деле.).
Да, вот именно здесь,
по этим каменным плитам ступал Иван Грозный, тут короновались Петр Великий и
Екатерина II, а вон там, где реет Российский флаг, совсем рядом с нами,
находится сей час Президент Российской Федерации. Фантастика!
Фантастика и то, что
огромное здание в Кремле, видимо находящееся на реконструкции, не настоящее – широкоформатная
картина, отпечатанная на плоттере. Правда, это здание и на самом деле не
исконно кремлевское, возведенное в 1929 году для нужд охраны. Раньше на этом
месте стояли Воскресенский и Чудов монастыри, а также Малый Николаевский
дворец, в котором на приеме у Николая I бывал даже наш друг Пушкин. Ни царя, ни
Пушкина на огромной картине нет, и поэтому невольно закрадывается крамольная
мысль – а настоящее ли все остальное?! И не привиделось ли мне и всё наше странствие?!
А за крамолу при том
же Грозном куда?! На дыбу! Скорее прочь, скорей вернемся в наше будущее, хватит
носиться за ускользающей историей…
А вообще-то правильно
завершить путешествие в новый Крым именно в Кремле. Круг замыкается…
На этом – всё, долгий
наш путь логически завершен!
*
Нет, и это еще не всё.
Нам после Москвы до Санкт-Питерсбурха еще 700 верст! Но и они пролетели
незаметно. Лишь легкая усталость и сладкая печаль омрачают мое чело. Да, после
5589 км пути, не считая крымских поездок, может быть и устаешь, но…
Очень, очень скоро
какое-то неясное желание, какая-то неудовлетворенность души вновь позовет меня
в путь.
Ветер странствий дует
мне в спину!
Здесь, в заключение,
я обязан сказать о моем верном друге в странствиях, сопровождавшим все наше
путешествие – о Александре Николаевиче Радищеве, совершившим в 1789 году не менее
грандиозное путешествие нежели мы – Путешествие из Петербурга в Москву. Сегодня
кажется смешным расстояние в 700-800 верст, но тогда это был подвиг. И это не
говоря о тех последствиях, которые сей путешественник огреб в полной мере!
Интересно ждут ли нас
какие-либо последствия?
Хотелось бы конечно,
чтоб последствия были. Только положительные. Посмотрим.
Завершающее слово,
конечно, Александру Радищеву:
«…Обширныя земли и многочисленные народы израждалися
из кисти новых сих путешествователей. Уже при блеске нощных светильников
начерталося величественное описание сего путешествия и сделанных приобретений,
слогом цветущим и великолепным. Уже златые доски уготовлялися на одежду столь
важнаго сочинения. О Кук! по что ты жизнь свою провел в трудах и лишениях? По
что скончал ее плачевным образом? Если бы возсел на сии корабли, то в веселиях
начав путешествие, и в веселиях его скончая, столь же бы много сделал открытий,
сидя на одном месте (и в моем государстве) толико же бы прославился; ибо ты бы
почтен был твоим Государем.»
*
Радищев Александр Николаевич.
Радищев
родился 31 августа 1749 года в Москве в состоятельной дворянской семье. Окончил
Пажеский корпус и служил пажом при дворе. В 1764 году был послан за
государственный счёт в Лейпцигский университет для обучения юриспруденции.
Большое влияние на Радищева в эти годы оказало знакомство с трудами французских
просветителей: читая их, он, по собственным словам, «учился мыслить».
Вернувшись
на родину, Радищев служил протоколистом в Сенате, затем дивизионным прокурором
и вёл дела беглых рекрутов. В начале 80-х годов Радищев получил известность как
литератор и публицист. В 1782 году вышло в свет «Письмо к другу,
жительствующему в Тобольске», в 1789 было опубликовано «Житие Фёдора
Васильевича Ушакова», посвящённое рано умершему университетскому товарищу. В
книге воссозданы юношеские впечатления автора от бунта лейпцигского
студенчества против деспотического начальства.
Главным
произведением Радищева явилась книга «Путешествие из Петербурга в Москву»,
анонимно изданная в 1790 году. По форме она напоминает путевой дневник, главы
носят названия станций на дороге. Приняв книгу за простое описание путешествия,
цензор пропустил её в печать, не читая. Между тем она содержала резкую критику
крепостного права, императрицы Екатерины II я её приближённых. «Звери алчные,
пиявицы ненасытные, — обращается Радищев к помещикам. — Что крестьянину мы
оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух».
В
условиях Великой французской революции призывы Радищева к крестьянскому мятежу
не прошли мимо внимания властей. Книга вызвала скандал. Екатерина назвала
автора «бунтовщиком похуже Пугачёва». Типографию раскрыли, Радищева доставили в
Тайную канцелярию и всего через три месяца после выхода книги приговорили к
смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. В Илимском остроге Радищев
завершил оду «Вольность», писал много стихов и географические заметки. После
смерти Екатерины Павел I амнистировал автора крамольного сочинения. А с
восшествием на престол Александра I старый покровитель Радищева вельможа А. Р.
Воронцов сумел вернуть опального писателя в Петербург и даже привлёк к
составлению нового законодательства. Однако 24 сентября 1802 года Радищев
покончил с собой при невыясненных обстоятельствах.
Вот так трагически
заканчивается эта, в общем-то, оптимистическая история.
C'est La Vie!
Прощайте, друзья.
Примите мои уверения
в совершеннейшем к вам почтении,
А.Ча.гин
С дозволения управы благочиния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий