Оглавление

четверг, 13 августа 2015 г.

Все уже известно, но сейчас стоит напомнить.



Диверсия в Севастопольской бухте.


29 октября 1955-го года в половине второго ночи на линейном корабле "Новороссийск", пришвартованном в бухте Севастополя, раздался мощный взрыв. В днище образовалась дыра размером 15х18 метров, а более 300 моряков сразу были убиты и ранены. По официальным данным, всего погибло 657 человек.
 - Все бегут, выносят раненых с ямы, с дыры. Раненых выносят на ют и отправляют в госпиталь. Покойников сложили в башне у главного калибра, накрыли их простынями, одеялами накрыли, прямо кучи. А нам был приказ стоять и все, наблюдать за воздухом, за самолетами, - рассказал ветеран линкора "Новороссийск" Виктор Салтыков. - Вдруг поступила команда всем взять документы и построиться на юте. Из-за скопления людей по трапу спуститься не удавалось. От заместителя командира линкора Зосима Сербулова был получен приказ: лезть через леера на правый борт.
 - Корабль начал валиться. Мы, правда, успели сбросить ботинки и бушлаты, ну чтоб в воду попадем – легче было. Все успели сбросить. И в этот момент он быстро пошел. Мы бежали по борту, старались, чем быстрее, пока он валиться, чтобы на киль выбежать. И вот мы, нас много было, может сотня, не все добежали, - продолжил свой рассказ Виктор Салтыков.
Через 18 часов после взрыва корабль полностью ушел на дно. Причиной катастрофы официально был назван "внешний подводный заряд с тротиловым эквивалентом 1200 килограммов". Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины или ящиков с боеприпасами, оставшихся на грунте после Великой Отечественной войны.
 Ранее об этой катастрофе говорить запрещали. Только в конце 1980-х годов на страницах газет появились первые публикации, затем стали выходить брошюры и книги. Авторы выдвигали самые разные версии гибели линкора.

***
"Новороссийск", линкор ЧФ СССР. Итальянской постройки, бывший "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"); был передан Советскому Союзу по репарации после окончания II Мировой войны в феврале 1949 г. итальянским правительством в албанском порту Волона.
Для приёмки корабля и четырех подводных лодок в январе 1949г. в Албанию вылетел адмирал Г.И. Левченко. Команда туда пришла на транспорте "Украина". Приёмка корабля и перевод его в Севастополь заняли около двух месяцев. 6.02.1949 г. на линкоре был поднят советский Военно-Морской Флаг. 26.02.1949г. линкор вошел в Севастопольскую бухту и встал на капитальный ремонт, так как с 1943 по 1949 г.г. находился у англичан на Мальте без всякого ухода. Ремонт был проведен в сжатые сроки работниками технического управления ЧФ, рабочими судоремонтного завода и матросами корабля. В июле 1949 "Новороссийск" вышел в море. Он принял участие в больших учениях с выходом к Кавказскому побережью. В походе корабль подвергся серьезной проверке: механизмы его испытывались во всех режимах работы после длительной стоянки и показали хорошие качества. "Новороссийск" стал флагманом ЧФ.
Водоизмещение "Новороссийска" 29100 т, длина — 186,4 м, ширина — 28 м, осадка — 10 м, мощность двигателей — 93000 л.с., скорость — 28 узлов, без пополнения топлива мог пройти 3100 миль (6 тыс. км). На вооружении имел десять 320-мм орудий, двенадцать — 120-мм и восемь — 100-мм пушек, 36 зениток.
***
Бывший офицер-артиллерист с "Новороссийска" Октябрь Бар-Бирюков много лет занимается поисками сведений о погибшем линкоре.
- После Второй мировой войны страны-победители договорились о разделе итальянского флота, - рассказывает Бар-Бирюков. - Специальная четырехсторонняя комиссия почти два года работала в Риме. Лишь в начале 1949 года, после долгих согласований, России удалось добиться получения "Джулио Чезаре". Как выяснилось впоследствии, военное руководство СССР хотело сделать из "итальянца" первый корабль с атомным вооружением (для главного калибра предполагалось изготовить комплект тактических снарядов с атомной начинкой).
На переговорах было решено, что итальянская команда поведёт линкор под торговым флагом в Одессу, а советские моряки будут присутствовать на борту лишь в качестве наблюдателей, перенимая опыт управления сложной техникой. Но наша разведка сообщила, что прежние хозяева линкора готовятся во время плавания вывести из строя часть его основных механизмов. Чтобы не допустить этого, пришлось действовать на опережение.
В албанском порту доставленная сюда перегонная команда советских моряков фактически захватила линкор. Матросы и офицеры, поднявшись на борт, разбежались по основным постам корабля и больше оттуда не уходили. Итальянцам было сказано: в вашей помощи мы не нуждаемся и дальше поведём корабль сами. Еще две недели наши потратили, чтобы освоиться на "Цезаре" и проверить его безопасность.
Командование полагало, что "фашисты" могли где-то заложить мины. Пришлось черноморцам обшаривать все закоулки корабля. Даже в топливные цистерны с мазутом спускали водолазов, которые на ощупь проверяли, нет ли там взрывчатки. В итоге не нашли ничего, но неприятности с линкором всё-таки случились. Сначала обнаружили, что итальянцы ухитрились испортить рулевое управление: при некоторых углах поворота руль вдруг переставал действовать. Лишь благодаря искусству капитана I ранга Беляева, ведущего корабль, его удалось благополучно провести через Дарданеллы и Босфор. Причину неисправности нашли только два года спустя: в шахту, через которую шли от штурвала тросы, управляющие рулём, итальянцы засунули обыкновенную стремянку, привязав её к одному из тросов. При определённом положении лестница блокировала работу механизма.
Другой "привет из Италии" имел ещё более серьёзные последствия. Экс-хозяева вывели из строя систему управления огнём главного калибра. В результате корабль мог лишь беспорядочно разбрасывать исполинские снаряды. Почти 5 лет понадобилось, чтобы разобраться с этой "закавыкой" и устранить неисправность.
Но первые же успешные стрельбы "Новороссийска", проведённые летом 1955 года, стали приговором огромному кораблю.
- По поводу гибели "Новороссийска", - продолжает исследователь, - существует несколько версий. Официальное заключение комиссии гласит: под днищем линкора взорвалась немецкая донная мина, оставшаяся на дне Северной бухты с военных времён. Но такая мина может сработать лишь при наличии заряжённой аккумуляторной батареи. Что же это за чудо-аккумулятор, который способен сохранять заряд под водой в течение многих лет?
Куда более вероятной кажется "диверсионная" причина гибели флагмана. Ведь во время войны и у англичан, и у итальянцев существовали отличные подводно-штурмовые группы: 12-я флотилия Королевского военно-морского флота и 10-я флотилия итальянских ВМС, возглавляемая знаменитым "суперменом" Валерио Боргезе. О существовании прямых доказательств такого теракта долгое время ничего не было известно. Но не так давно ситуация изменилась: обнаружились факты, да ещё какие.
- Но диверсантам чуть было не спутали все карты, - уточняет Бар-Бирюков. - Накануне "дня Х", 28 октября, линкор совершил незапланированный выход в море. Оставшийся за командира старпом решил проявить инициативу и вывел корабль на учебные стрельбы противоминным калибром. Но паниковали пловцы-подводники недолго - "Новороссийск" вернулся в бухту и встал там, где и прежде, - разница оказалась всего метров 10... И как тут не вспомнить, что взрыв пробил днище как раз в 10 метрах от носового артиллерийского погреба? Эта подвижка корабля спасла от более страшной катастрофы: если бы сдетонировали сотни огромных снарядов, погиб бы не только "Новороссийск", но и корабли, находившиеся рядом.
Поставив мины и "заведя" их на самый глухой час ночи 29 октября, группа ушла на своей подлодке в море. А там ее встретил корабль-"транспортер". Когда раздался взрыв под килем "Новороссийска", диверсанты были уже далеко.
Любопытный штрих: по всей видимости, подрыв "Новороссийска" выполнили "на коммерческой основе". К тому времени подразделение итальянских боевых пловцов было официально расформировано, но эти люди не забыли своего прежнего военного ремесла, а вся оснастка оставалась в их распоряжении. Когда у противников СССР возник план уничтожить линкор, они "за соответствующее вознаграждение" легко нашли исполнителей из числа подводников Боргезе.
Сам же итальянский ас вообще мог пойти на эту операцию по идеологическим убеждениям. Валерио Боргезе, которого называли ещё Чёрным Князем, был убеждённым антикоммунистом, не раз публично заявлял, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы итальянские боевые корабли плавали под красным флагом, и ради этого можно даже решиться на их уничтожение.
Октябрь Бар-Бирюков убеждён: тайна гибели экс-"Юлия Цезаря" фактически раскрыта. А вот эпопея с возданием должных почестей морякам-черноморцам, проявившим мужество и героизм в ту страшную ночь, до сих пор так и не завершена.
Затонувший линкop был поднят водолазами Экспедиции особого назначения, а останки погибших членов экипажа в ноябре 1955 г. были погребены на Братском кладбище на Северной стороне в братской могиле. 
В 1963 г. здесь был сооружен мемориал "Родина — сыновьям", венчает который величественная скульптура Скорбящего матроса со склоненным знаменем. Авторы: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы А.А. Заварзин и В.М. Артюхов. В 1989 г. по заказу Управления культуры Севастопольского горисполкома Севастопольской мастерской "Архпроект" была разработана проектно-сметная документация на изготовление мемориальных плит с именами погибших моряков линкора "Hовороссийск". Авторы проекта архитекторы А.Л. Шеффер и А.И. Баглей. Работы по изготовлению плит были выполнены в 1990 г. сотрудниками Художественного фонда УССР (рубщик И.И.Степанов). В октябре 1990 г. плиты были установлены.
В 1955-м, по горячим следам, большая часть экипажа линкора была представлена к наградам. В списках значилось 719 человек: все, кто числился на тот момент погибшими, и ещё 117 моряков, отличившихся во время спасательных работ. Однако посланные в Москву на утверждение наградные листы пропали. Оказывается, 40 лет эти бумаги пылились в архиве!
Лишь в конце 1990-х совет ветеранов "Новороссийска" добился решения о награждении тех, кто был представлен к орденам и медалям в 1955-м. 5 июля 1999 года президент подписал указ о награждении "новороссийцев" орденами Мужества. Несколько ветеранов, живущих в столице, даже получили ордена из рук Владимира Путина.
***
Взрыв линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте, унесший в 1955 году жизни 657 человек, был результатом диверсии спецслужб Италии.
Такое признание в интервью итальянскому изданию 4Arts сделал ветеран спецподразделения боевых плавцов «Гамма» Уго д'Эспозито.
Ветеран пояснил, что итальянцы не хотели, чтобы бывший линкор «Джулио Чезаре», доставшийся русским после окончания Второй мировой войны, оставался в составе советского Черноморского флота.
- Они сделали все возможное для этого, – сказал диверсант.
Издание подчеркивает, что слова Уго д'Эспозито – первое официальное признание причастности к уничтожению «Новороссийска» итальянских военных. До этого они категорически отрицали подобную версию.
Те, кто тогда был на судне, уверены, что это правда.


Источники: К.Г. Сапранкова,  © "НОВЫЙ РЕГИОН", "Крымская правда", http://www.nr2.ru/sevas/455671.html, "Севастополь. Энциклопедия.", 2002 г.:

Комментариев нет:

Отправить комментарий