Союз мировых культур.
Конституция Российской Федерации утверждает, что человек,
его права и свободы вне зависимости от его национальной и религиозной
принадлежности являются высшей ценностью.
Правильные и мудрые слова. Так это или нет на самом деле, оставим на совести сомневающихся. Во всяком случае, к этому надо стремиться всем гражданам нашей многонациональной Родины. Однако современный период истории – время изменения
ценностных ориентиров. И не в лучшую сторону. Раньше в слове Родина мы видели защитницу и нашу гордость, мы не стеснялись петь песни о Родине, говорить о любви к Родине и ее защите. Что изменилось?
Сегодня по всему миру мы
наблюдаем межэтнические и межконфессиональные войны, притеснения одних этносов
другими, массовые переселения народов, пытающихся в поисках лучшей жизни уйти от
военных конфликтов.
В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные
позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных
социально-политических катаклизмов. Эти явления оказали отрицательное влияние
на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к
обществу, государству, закону, на отношение человека к человеку, и сохранились
на долгие годы.
Но события в Крыму в марте 2014 года возвращают гражданам
веру в справедливость, величие и единство Русского государства. В отличие от
общей мировой тенденции к кровавому разделению и болезненному дроблению стран,
многонациональный Крым явил миру желание к воссоединению со своей исторической Родиной – Россией. Так кто же они - жители Крыма?
Сделаем исторический экскурс и назовем все народы поименно, каждый
из которых оставил свой благотворный след на земле Тавриды.
Человек облюбовал территорию полуострова еще с незапамятных
времен. Множество этнических групп, придя в Крым кто завоевателем, кто
кочевником, кто торговцем, смешавшись с местным населением, веками оседали
здесь, оставив после себя богатое культурное наследие. Многое нашло свое
отражение в современном обличие полуострова – религии, искусства, архитектура,
благодаря чему Крым стал уникальным заповедником практически всех значительных
цивилизаций нашей планеты.
*
Тавры. Таврами
греки-эллины назвали племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и
все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки
древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их
материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их
культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных
поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков».
Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским
пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами,
в результате чего появился новый этноним – «тавроскифы».
Киммерийцы – собирательное наименование воинственных кочевых племен,
населявших в Х-VII веков до н. э. Северное
Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во
многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове
очень мало. В VII веке до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули
Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических
названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)
Скифы. Кочевые
племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII веке
до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть
живших здесь племен. В III веке до н. э. под натиском сармат скифы потеряли
свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и
сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское
государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с
греческими государствами за влияние на полуострове. В III веке оно пало под
ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с
таврами, сарматами и готами.
Эллины. Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI веке до
н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений – а Пантикапей,
Феодосия, Херсонес и др. Позднее греческие города объединились в Херсонесское
государство и Боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету,
занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с
другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное
культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках
н. э. греческие государства утрачивают политическую самостоятельность,
становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем –
Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами,
передав им язык и культуру.
Сарматы. Кочевые
племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном
Причерноморье в IV - III веках до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают
с III - II веков до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с
ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали
и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с
местным греко-скифско-таврским населением.
Римляне.
Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I веке
до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в
Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска
по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес
и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.
Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с
перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в
жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на
м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские
войска окончательно выводятся из Таврики.
Аланы – одно из
крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале
аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за
гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь,
контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают
христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую
общность «готоаланы».
Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III веке. Под
их ударами пало позднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение.
Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за
гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их
расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами
Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные
поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства образовалась
Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII веке на территории
Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г.
Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно
сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии
участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.
Гунны. В течение IV - V веков в Крым неоднократно вторгались
полчища гуннов. Среди них были разные племена – тюркские, угорские, болгарские.
Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их
набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских
племен в 453 году часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове.
Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро
растворились в среде местного, более культурного населения.
Византийцы.
Византийцами принято называть грекоязычное православное население Византийской
империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму,
определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно
византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и
церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически
перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.
Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью
византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются
Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII веке
влияние Византии на полуострове практически прекращается.
Крымские греки. В V-IX веках в юго-восточном и юго-западном Крыму из
потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый
этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные
народы принятие православного христианства, а также общность территории и
образа жизни. В VIII - IX веках в него вливаются греки, бежавшие из Византин от
преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два
христианских княжества – Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был
греческий. С XV века после разгрома турками генуэзских колоний и княжества
Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков,
однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык)
вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков
позднее вернулась в Крым.
Хазары –
собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и
др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII веку образовалось
государство – Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII века
хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму
постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи.
Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против
господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских
князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи
Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время
полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в
состав местного населения.
Русы. Киевская Русь, утверждаясь на мировой арене в период с IX
по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской
империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения.
В 988 году произошло знаменательное событие - киевский князь Владимир и его дружина приняли в
Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов
было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе,
просуществовавшее до XI - XII веков. После падения Хазарского каганата и
ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым
прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью
продолжали развиваться.
Печенеги, половцы.
Печенеги – тюркоязычные кочевники – довольно часто вторгались в Крым в X веке.
Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего
пребывания в Крыму.
Половцы (кипчаки, команы)
– тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI веке и стали
постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически
слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего
крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были
относительно оседлым населением полуострова.
Армяне переселяются в Крым в XI-XIII веках, спасаясь от набегов
турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму
(Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах.
Армяне занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII
в. значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие
монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Впоследствии
часть крымских армян вернулась в Крым.
После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие
армяне из стран Европы. В конце ХIХ-начале
XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида, также переселяется в Крым.
В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время
происходит их частичное возвращение.
Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а
генуэзские – в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились
здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими
ханами, включают в них всю прибрежную территорию – от Кафы до Херсонеса.
Собственно генуэзцев было немного – администрация, охрана,
купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в
1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские
женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.
Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары – одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их
наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских
кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы – более точное его
название. Татаро-монголы – поздний термин, применяемый историками с XIX века.
Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные
монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные
монгольскими ханами, впервые появились в Крыму в XIII веке. Постепенно они
стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт
Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно
расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими
греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним
из этнических ядер для крымскотатарского этноса.
Крымские татары. Процесс формирования этноса, который впоследствии получил
название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании
приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и
др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские
татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по
XVIII век.
*
Дай Бог всем народам Крыма согласия, мира и благополучия.
Проект "Святыни Руси. Крым"
© Таврическое общество
Комментариев нет:
Отправить комментарий