Оглавление

среда, 19 августа 2015 г.

Жители Крыма.





Союз мировых культур.
Конституция Российской Федерации утверждает, что человек, его права и свободы вне зависимости от его национальной и религиозной принадлежности являются высшей ценностью.
Правильные и мудрые слова. Так это или нет на самом деле, оставим на совести сомневающихся. Во всяком случае, к этому надо стремиться всем гражданам нашей многонациональной Родины. Однако современный период истории – время изменения ценностных ориентиров. И не в лучшую сторону. Раньше в слове Родина мы видели защитницу и нашу гордость, мы не стеснялись петь песни о Родине, говорить о любви к Родине и ее защите. Что изменилось? 
Сегодня по всему миру мы наблюдаем межэтнические и межконфессиональные войны, притеснения одних этносов другими, массовые переселения народов, пытающихся в поисках лучшей жизни уйти от военных конфликтов.
В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических катаклизмов. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, на отношение человека к человеку, и сохранились на долгие годы.
Но события в Крыму в марте 2014 года возвращают гражданам веру в справедливость, величие и единство Русского государства. В отличие от общей мировой тенденции к кровавому разделению и болезненному дроблению стран, многонациональный Крым явил миру желание к воссоединению со своей исторической Родиной – Россией. Так кто же они - жители Крыма?
Сделаем исторический экскурс и назовем все народы поименно, каждый из которых оставил свой благотворный след на земле Тавриды.
Человек облюбовал территорию полуострова еще с незапамятных времен. Множество этнических групп, придя в Крым кто завоевателем, кто кочевником, кто торговцем, смешавшись с местным населением, веками оседали здесь, оставив после себя богатое культурное наследие. Многое нашло свое отражение в современном обличие полуострова – религии, искусства, архитектура, благодаря чему Крым стал уникальным заповедником практически всех значительных цивилизаций нашей планеты.
                                                                     *
Тавры. Таврами греки-эллины назвали племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним – «тавроскифы».
Киммерийцы – собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-VII веков до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII веке до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)
Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII веке до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III веке до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III веке оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.
 
Эллины. Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI веке до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений – а Пантикапей, Феодосия, Херсонес и др. Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и Боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках н. э. греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем – Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.
Сарматы. Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III веках до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II веков до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.
Римляне. Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I веке до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.
Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.
Аланы – одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».
 
Готы. Германские племена готов вторглись в Крым в III веке. Под их ударами пало позднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства образовалась Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII веке на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.
Гунны. В течение IV - V веков в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена – тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 году часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.
Византийцы. Византийцами принято называть грекоязычное православное население Византийской империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.
Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII веке влияние Византии на полуострове практически прекращается.
Крымские греки. В V-IX веках в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII - IX веках в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества – Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. С XV века после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары – собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII веку образовалось государство – Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII века хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Русы. Киевская Русь, утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения.
В 988 году произошло знаменательное событие - киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII веков. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали развиваться.
Печенеги, половцы. Печенеги – тюркоязычные кочевники – довольно часто вторгались в Крым в X веке. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.
Половцы (кипчаки, команы) – тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI веке и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.
 
Армяне переселяются в Крым в XI-XIII веках, спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах.
Армяне занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Впоследствии часть крымских армян вернулась в Крым.
После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце ХIХ-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение.
Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские – в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию – от Кафы до Херсонеса.
Собственно генуэзцев было немного – администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.
Татаро-монголы (татары, ордынцы). Татары – одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы – более точное его название. Татаро-монголы – поздний термин, применяемый историками с XIX века.
Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные монгольскими ханами, впервые появились в Крыму в XIII веке. Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.
 
Крымские татары. Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII век.
 *
Дай Бог всем народам Крыма согласия, мира и благополучия.

Проект "Святыни Руси. Крым" 
© Таврическое общество

Комментариев нет:

Отправить комментарий