Оглавление

понедельник, 31 августа 2015 г.

"…Миром правят те, кто никогда не слушает музыку". Боб Дилан.






Вот и настал 2005 год.
Минули 50 лет перманентной рок-революции, и в этом году мы прощаемся с нашими героями – талантливыми и экстравагантными, веселыми и печальными, демоническими и трагическими. Мы прощаемся с Великой Музыкой, которая помогала нам и строить и жить, как поется в старой, старой песне, далекой даже от рок-н-ролла. Но, слава Богу, мы прощаемся с роком только на страницах этой книги.
Рок-н-ролл жив и будет жить!
Вместе мы прошли целую жизнь, весь тернистый путь, уготованный судьбою этому жанру музыки – от гонений до триумфа. Теперь мы стали друзьями и с Биллом Хейли, и с Клиффом Ричардом, теперь мы знаем глубину таланта Дженис Джоплин, и знаем какую цену за творчество заплатил Джон Леннон, мы подпевали Мику Джагеру, и печалились потере Битлз. Мы поражались нарядам Кисс, танцевали вместе с Майклом Джексоном и наслаждались волшебной прохладой музыки Оазиса…        
А если кому не довелось жить в СССР 50-х, 60-х и даже 70-х, то, перелистав эту книгу, он может легко «вспомнить» злоключения Эдиты Пьехи в стране Советов, первые упражнения на гитаре Александра Градского, «царскую» опалу Стаса Намина, эстонскую победу Машины времени и «далекую камчатку» Виктора Цоя. И еще много других забавных и драматических историй, происшедших с подвижниками рок-музыки в нашем Отечестве.   
Ведь рок-н-ролл как явление – это люди, их сознание, их чувства, полет их фантазии.
Также совершенно серьезно я могу утверждать, что рок-музыка подтолкнула к развитию советские физику, химию, кибернетику и мать ее электронику, потому что тысячи молодых людей в 50-60-х засели с паяльниками «изобретать» усилители, гитары и адаптеры. Эти люди выросли, обучились и теперь, благодаря им, мы имеем то виртуальное пространство, какое заслуживаем. Тогда, в те дремучие годы, любители рок-н-ролла заставили-таки партию и правительство дать народу, если и не свободу, то хотя бы проигрыватели и магнитофоны, которые и стали идеологическим оружием рок-музыки против развитого социализма. 
А из сотни-другой долларов, заработанных доморощенными менеджерами дворовых рок-групп, из гаражей и домашних студий, из экспериментов в сараях и на кухнях образовалась целая индустрия, которая очень быстро превратилась в мощнейшую империю звукозаписи, рекламы и дистрибьюции. Правда и то, что та же электроника, которая, собственно, и дала жизнь новой музыке, и погубила всю эту магнитофонную промышленность и виниловые концерны. Но в 90-х, отцифровавшись и открыв для себя перспективы клонирования, империя с новыми силами устремляется к наживе, все больше и больше ограничивая творчество и индивидуальность. Но только так, через тернии к звездам, и создаются настоящие шедевры, не правда ли?
В кристально чистый поток рок-н-ролла мною насильно вживлены события из так называемой «светской» жизни. Никто этого ранее не делал, но лишь таким образом можно понять, что весь наш многообразный мир взаимосвязан, одно невозможно без другого, так как все мельчайшие детали словно в чудесной мозаике образуют единую картину нашего существования.   
А сейчас скажу о том, что проходит красной нитью сквозь все это с позволения сказать произведение – о Психофизическом Пространстве, в котором, словно в живом океане Солярис плывет наш рок-континент. Я не подгонял факты, не придумывал ситуации – книга абсолютно документальна, просто я проводил некий анализ событий и делал выводы. Надо понимать, что музыка, любая музыка, это гармония небесных сфер, доступная современному человеку, в том виде и на том уровне сознания в каком и на котором он, человек, сегодня пребывает. Творчество и талант – это вообще Божий промысел, и когда творчество становится массовым, когда миллионы людей в едином порыве жаждут эмоционального аккорда в любом его проявлении, то эта информационная субстанция материализуется и переходит в иное состояние.
Бойтесь своих желаний!
Для помощи в понимании мироустройства существует универсальный КЛЮЧ, который может открыть самые тайные двери этого мира и дать ответ на многие вопросы мирозданья, будь то наука или искусство, и в частности музыка. Этот ключ прост и являет собой одно слово – Подобие.
И самый яркий пример подобия пространств – человеческий мозг, в котором из «неразумных» электро-химических импульсов рождаются как воображаемые образы, так и конкретные действия! 
Я не ломлюсь в открытую дверь, я всего лишь систематизирую хорошо известные истины, которые для продвижения вперед требуют постоянного внимания.
Создатель сделал наш мир, нашу психофизическую систему – от простого к сложному – совершенно подобной, по уровням или спиралям, и для развития и продвижения человечества по лабиринтам пространства и времени постоянно дает нам подсказки в виде тех или иных простейших решений. Так атомы образуют молекулы, а ноты – мелодии, ритуалы и правила, выработанные человеком за тысячи лет, суть предтеча компьютерных программ, а порождение их – Интернет сам по себе есть модель следующего мира, со всеми его сигналами, сетями и несуществующими в природе мирами. Ищите и обрящите. 

Вот японские ученые вычислили число π с рекордной точностью, сообщает издание «The Mainichi Daily News». Новый рекорд составляет 2 триллиона 576 миллиардов 980 миллионов 377 тысяч 524 знака, что не поддается никакому реальному осмыслению. Интересно, зачем нам это и что помешало ученым продолжить этот ряд? Для рекордного вычисления ученые использовали суперкомпьютер T2K Tsukuba System, который работал более 73-х часов. Этот компьютер способен выполнять 95 миллиардов операций в секунду – представьте себе, о чем мы, люди, можем подумать за секунду.
Да, безусловно, нам очень скоро откроются невиданные дали и бесконечные перспективы, и мы уже наблюдаем как кардинально меняется среда нашего обитания. Поменяемся и мы, и в данном случае я имею ввиду не себя и вас, а человечество вообще.
И только Его Величество Время очень скоро даст нам ответ – верна ли вся эта фантасмагория, с упорством сумасшедшего проводимая в данной истории, или это мистификация в лучших традициях графа Калиостро.
Подождем, узнаем.   
Но сейчас, до перехода в иное измерение, у меня лично еще остались обязательства перед рок-н-роллом, и я должен для завершения всей картины нанести последние мазки и коротко закончить некоторые истории, а также рассказать о событиях как нынешнего – 2005 года, так и заглянуть немного вперед. 
Итак, 30 мая 2005 года, спустя 3 года молчания, вышел шестой альбом группы Oasis «Don't Believe the Truth». Альбом был единогласно признан фанами и критиками лучшим со времён «(What’s the Story) Morning Glory?». Два сингла с этого альбома, «Lyla» и «The Importance of Being Idle», как и сам альбом стали № 1 в Великобритании. Энди Белл сказал, что альбом похож на «Highway 61 Revisited» Боба Дилана и «Revolver» The Beatles.
В 2006 году группа Oasis получит премию «Q Awards» в номинации «Лучшая группа в мире», а Ноэлу была вручена статуэтка «Classic Songwriter», что понятно и без перевода.
Слава Богу, живы и здоровы Deep Purple, и в скором времени концертом в «Roman Amphitheatre» в Израиле они начнут очередной тур, в ходе которого собираются заехать на Украину и в Россию. Сегодня, в 2005-м, я еще не подозреваю, что скоро буду лицезреть живых кумиров и с благоговением слушать «Туман над волой» от самих создателей этого нетленного произведения.
Также в недалеком будущем в Санкт-Петербургском концертном зале «Гигант-холл» выступит группа Creedence Clearwater Revived. Эта группа – британская кавер-версия популярной команды Creedence Clearwater Revival, организованная самими братьями Джоном и Томом Фогерти, что для меня имеет решающее значение, несмотря на различия в буквенном окончании названия (О, эти рок-буквы!), и мне также доведется присутствовать на этом пиршестве рок-н-ролла.
На втором десятке ХХI века Ринго Старра признают самым богатым ударником в мире. Его состояние будет оцениваться в 300 миллионов долларов. А  Маккартни в этом году выпустил 13-й сольный альбом, его продюсировал работавший над лучшими альбомами группы Radiohead Найджел Годрич. На обложке диска красовалась детская фотография Пола, а песня с этого альбома «Jenny Wren» напоминает две его ранние вещи – «Blackbird» и «Eleanor Rigby».       
Кстати, о Ринго, Поле и Битлз вообще: очень скоро в Петербург с единственным концертом приедут The Cavern-Beatles, причем из Ливерпуля, и, цитируя гениального поэта Дербенева, раз уж «жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь», то я с удовольствием пошел на этот концерт, ожидая не столько удовлетворения от музыки, сколько прилив ностальгических воспоминаний. Но увиденное и услышанное превзошло мои скромные надежды – музыканты не только профессионально и точно исполняли произведения легендарного квартета, но и выглядели почти идентично, поразительно похоже имитируя «ужимки и прыжки». Одним словом, я получил, то о чем и не мечтал. Интересно, какие ощущения испытывают Пол или Ринго, когда видят и слышат свои копии – раздвоение личности?
В этом жизнеутверждающем произведении можно было бы пропустить события, связанные с несчастьями и смертью, но иной раз я намеренно подчеркивал трагические ситуации, чтобы лишний раз укрепить положительные стороны нашей жизни, ведь, помните, нет дня без ночи, Инь без Янь, + без –, добра без зла, рождения без смерти. И принимать это надо как должное, как нашу достойную судьбу.
Поэтому как не сказать, что за рамками времени, отпущенного этой книге, погибнут наши герои Джoн Лoрд, Уитни Хьюстон, Малкольм Макларен, Кэптен Бифхарт, Егор Летов, Ричард Райт, Юрий Айзеншпис, Владимир Птицын…
И как мы уже теперь понимаем, равно печалям существуют и радостные события – в 2005-м Брендан и Лайза – Dead Can Dance – воссоединились для проведения полнометражного мирового тура. На сайте группы появилось сообщение от Брендана, в котором говорилось следующее:
«Я переговорил с Лизой, и мы решили приступить к записи нового альбома. Мы надеемся завершить всё к лету, после чего отправимся в двухмесячный тур в конце года».
Но тут же и «минус» –  в  недалеком будущем знаменитый продюсер, работавший и с Тернер, и с Битлз, и с Диланом, автор «стены звука», красавец и повеса – Фил Спектор, напомню, его дед был родом из России, навсегда ушел из этого мира. Нет, он не умер, он просто ушел из мира рок-н-ролла в совсем другой мир. В феврале 2003 года в особняке Спектора был обнаружен труп актрисы Ланы Кларксон, которая была застрелена. Спектору было предъявлено обвинение в убийстве. Процесс продолжался 6 лет и закончился осуждением Спектора на 19-летний срок. Когда ему вынесут приговор станет ясно, что 69-летний псих и алкоголик никогда не выйдет на свободу. Под творчеством Фила Спектора подведена черта.
Эта грустная история великого в прошлом человека, который злоупотребил своими талантами, возможностями и свободами, очень характерна для первых 50-ти лет развития рок-н-ролла – так или иначе практически все звезды порой «увлекались» стимуляторами фантазии, забывая о той миссии, для которой они были предназначены. Да, все мы люди, но на избранных лежит чудовищная ответственность, с которой может справиться только великий талант.
И снова сияет солнце: совсем скоро в Лондоне, в Букингемском дворце, состоится праздничный концерт в честь 60-летия правления одной из главных героинь нашей истории, прошедшей вместе с нами весь этот путь – Королевы Великобритании! Для Елизаветы II будут выступать легенды мировой музыки — сэр Элтон Джон, сэр Пол Маккартни, сэр Том Джонс, сэр Клифф Ричард и другие.
Под аккомпанемент военного оркестра выступит Робби Уильямс, свои самые известные песни исполнит Кайли Миноуг. Певцы из разных уголков мира будут петь специальную юбилейную песню, которую напишут Эндрю Ллойд Уэббер и Гэри Барлоу.
«Королева призналась, что композиция ей очень понравилась. И мы безусловно рады этому известию, поскольку обычно она воздерживается от комментариев», — скажет тогда Ллойд Уэббер.
Мы с благодарностью прощаемся с Ее Величеством, которая была хранительницей как всех рок-музыкантов, так и нашего повествования.
Из печальных новостей, которые нам еще предстоит узнать, стоит упомянуть историю с питерским «Радио Рокс», поскольку мы следили за развитием этой рок-станции с момента ее создания: через несколько лет неизвестные лица захватят передатчик и станцию закроют. Со слов генерального директора «Рокс» станет ясно, что за захватом стоит конфликт акционеров. Вот так кончается любая категорическая «самостийность», а мы лишились отличного рок-консультанта!
Песней о Будущем становятся такие события как создание в 2005 году московской группы Амели, днепропетровской – «Кімната Гретхен», выход первого альбома финской группы Iconcrash – «Nude», появление на экранах английского фильма «Братья рок-н-ролл». По словам известного рок-писателя Андрея Бурлаки сегодня только в Петербурге в «рабочем» состоянии пребывает около 5000 рок-групп! Значит история продолжается!
Об универсальности рок-н-ролла может также говорить, например, то, что в  2005 году знаменитая песня «Angie» использовалась Христианско-демократическим союзом Германии в избирательной кампании будущего канцлера Ангелы Меркель, правда, без разрешения со стороны The Rolling Stones, которые и в этом тысячелетии благополучно здравствуют и дают концерты. Впрочем, с агентством по управлению авторскими правами партии удалось договориться. Видимо в благодарность, в Германии в 2008 году будет построен первый в мире музей великой группы The Rolling Stones.
А наша великая группа Машина Времени в 2005 году выпускает новый альбом «Машинально» и очень скоро отправится в Великобританию на легендарную студию «Abbey Road» для записи диска «Time Machine», презентация которого пройдет в Москве в  Спорткомплексе «Олимпийский».
Несправедливо обойденными вниманием в этой истории могут себя посчитать многочисленные и порой талантливые клубные группы – новое явление для России – и я даже знаю таких, но отследить их судьбу и успехи просто не представляется возможным и требует отдельного исследования.
Ну вот, кажется, и всё.
Я понимаю, что невозможно перечислить и вспомнить всех, не обессудьте, но я старался и сделал, на самом деле, все, что мог. И я уже говорил, что это не энциклопедия – это путеводитель, который всегда, сообразно времени и месту можно дополнить. 
А вообще, работая над книгой, я с прискорбием отметил, что с течением времени талантов поубавилось, и количество информации год от года объективно сокращается. Приходится констатировать даже чисто арифметически, что самыми плодотворными были 60-е годы ХХ века. И не потому, что тогда родились Битлз, Роллинг Стоунз и другие замечательные группы…
Энтузиазм пропал? Исчезла романтика новизны? Пожалуй. Но главным является то, что в процесс активно включились деньги. Большие Деньги! Нет-нет, это не плохо, но это уже трезвый и холодный расчет. Но все же я помню, как мы собирали по десятке на усилитель и как я самостоятельно выпиливал настоящую «доску» под битловский «Hofher». Да, конечно, другое время.
Изучая историю рок-музыки в процессе написания, я также пришел к выводу, что эта история напоминает сложную циклическую кривую. И если в 50-х, 60-х годах она вся состояла из ярких взлетов и глубоких падений, то по мере течения времени, она стала выравниваться, пики закруглялись, и сегодня уже наша «кардиограмма» неумолимо стремится к прямой линии с признаками снижения уровня. Что повлияло на столь печальные метаморфозы?
Общее состояние культуры в мире?
И в то же время можно представить себе историю рока как великую реку, которая, падая с высоты у истоков, бурлит и пенится, ударяясь о скалы (to beat on rocks), и постепенно, по мере разлива и наполнения из других притоков, успокаивается, расширяется и уже полноводно, величаво несет свои воды к мировому океану Разума.  
Я не буду стенать по поводу безвременно ушедшей романтики рока… но в 60-х, даже в 70-х годах истинные рокеры жили самой музыкой, не обращая внимания на материальную сторону существования. Правда, тогда им было проще – отношение к своим кумирам граничило с обожествлением, рок-идолы буквально диктовали свои условия и отношение к жизни. И так было везде: и на Западе и на Востоке.
Несмотря на колоссальное давление властей и всякие другие коммунистические пакости, мы с нашей группой Феникс, как многие другие советские коллективы того времени, за гроши, на одном энтузиазме собирали битком набитые клубы и студенческие аудитории, например, ДК им. Ленина за Невской заставой, Драмтеатр в областном центре, «Бонч» в Питере или городские и периферийные танц-площадки (хотя деваться молодежи было больше и некуда) – главным для нас был сам великий процесс! Я до боли в висках помню тот необыкновенный душевный подъем передающийся от огромного восторженного зала, куда мы выплескивали свою трансформированную энергию и свое «творчество». Опять же, не хочу сравнивать нас тогдашних с Мэтрами (хотя на сцене мы себя ими чувствовали), но тогда я испытал, наверное, такой же импульс счастья, как и они, и больше ничего подобного мне испытывать уже не приходилось… 
Да, время – разное, рок – разный и прошло уже столько лет…
И как бы там ни было, все это уже история, и сегодня только начало нового 50-летия Великого и Ужасного Рок-н-Ролла! И через следующие 50 лет я с удовольствие напишу книгу, посвященную…
Очнись, говорю я себе, и сейчас-то книги в их первозданном виде доживают последние дни. Совсем скоро мы будем «листать» только электронные издания или информация будет отпечатываться прямо в мозгу даже без участия сознания! Способен ли я и мои мозги на подобное? Навряд ли! Как же быть? Катастрофа! Кто и как будет «писать» следующее юбилейное издание?!
Если вы дойдете до этих строк, то, наверное, подумаете, что мне – автору этой книги, лет 150. Но нет! Просто я, подобно герою Майкла Фокса, путешествую во времени – мне те же 20, и я готов и сегодня выскочить со своим «Фендером» на сцену и виртуозно сыграть пару-тройку аккордов из «Рок круглые сутки»! 
Напоследок признаюсь честно, – я не фанат рок-н-ролла до иступления и слепого поклонения, у меня много и других интересов. И я не буду призывать «возродить святое». Пусть все идет, как идет.
Let It Be!
Но именно поэтому я понимаю, что наш мир представляет собой неразрывную систему взаимодействия Человека, Природы и Высших Энергий, одной из которых является музыка.
А всё что нам нужно –
All You Need Is Love!
(Рок и Мир, с сокращениями)

Комментариев нет:

Отправить комментарий