Оглавление

среда, 12 августа 2015 г.

Последний киногерой.



 


Иван Бровкин



 








 


От своей дочери я знаю, что рецензии полагается писать по определенным правилам, но я напишу по-своему, от души. Тем более по такому необычному поводу – треклятому фильму, пропагандирующему, по мнению некоторых, советский образ жизни: дилогии про Ивана Бровкина. Жаль не трилогии.
Когда я "в обществе" упоминал в числе любимых этот фильм, то всегда слышал упреки с высока – ты что кретин, это же совковая сказка, где там драматургия, сложные образы, проблематика?
Не много фильмов и иных произведений несут в заглавии имя и фамилию главного героя, например, Илья Муромец, Евгений Онегин, Клим Самгин, Василий Теркин, Иван Бровкин и другие, менее талантливые. Разные герои, да? Несопоставимые?
Возможно, на этом утверждении моего опуса профессиональные литературоведы и маститые кинолюбы посмеются. Что ж, я посмеюсь вместе с ними, но совсем по другому поводу, посмеюсь над тщетностью навязывания своего "единственно верного" мнения необразованным массам. 
Нет, скажу я им, сопоставимые, они отражают потребности, чувства и, как говорится, чаяния народа, по крайней мере активной его части, в тот "исторический" момент.
И надо суметь это увидеть.
Наивная откровенность, чистота – вот что основное в исследуемой кинокартине. Да-да, картине, картине нашей жизни, о которой новые поколения даже не подозревают, снобистски посматривая на своих болезненно ностальгирующих предков. Поясню: я люблю новые поколения и своих детей, и мне хочется, чтобы они тоже поняли и поверили в подлинность чувств без какого-либо идеологического или коммерческого налета.
Выше я написал «от души», вот в этом разрезе, как говорил еще один киногерой - Огурцов, я и попытаюсь построить свою рецензию, а, скорее, очерк о… русской ментальности. Эта тема меня очень занимает, и я надеюсь, что еще продолжу изыскания в этом направлении, так как считаю, что ментальность складывается из многих факторов, в том числе и из произведений важнейшего из искусств, по словам Ленина (кто забыл, это был вождь всего русского народа), кино (там, в подлинной цитате, было еще про цирк, но цирк пока оставим за рамками).
Итак, всепобеждающий Муромец, сломивший орду; элегантный Онегин, убивший друга и так и не нашедший счастья; весельчак Теркин, скрасивший тяжелые и трагические боевые будни; Иван Бровкин, исподволь показавший пример создания собственной судьбы в сложное послевоенное время – все это русские люди. Разные и схожие. Не следует здесь искать признаков великодержавного шовинизма – вместе с Бровкиным в фильме действуют и казах, и латыш, и украинец, а за кадром – вся великая страна.
Еще Самгин. Я не случайно упомянул горьковского Клима, не так известного как остальные персонажи, приведенные мной, – он со своими метаниями и сомнениями в итоге так или иначе приходит к революции, то есть к разрушению. Такое было время, такой период духовного развития или деградации нации.
В этом ряду поиска смысла русской жизни и великолепный эстетский фильм Никиты Михалкова (впрочем, почти все его фильмы) "Неоконченная пьеса для механического пианино" – гениальной сборной солянки по произведениям Чехова, сказавшей решающее слово для поколения 70-х годов прошлого века. Тогда народ тоже что-то искал, но больше Жигули и шмотки. Потребовалось его как-то вразумлять, и мы знаем чем это кончилось. "Механическое пианино" упоминаю здесь еще и потому, что в основе этого фильма также лежит именная пьеса – "Платонов", о простом русском барине, трезво смотрящим на свои и чужие возможности и деяния.
Или он же, Михалков, еще не определившийся за красных он или за белых, как бы вне политики (один его собственный герой чего стоит) в фильме "Свой среди…" вопрошает, что есть дружба и какие еще ценности для нас, русских людей, важны.
"Бровкин" не ставит вопросы, а дает своему современнику простые ответы. Опять – такое время. Парадоксально? Я думаю, нет.
Ваня Бровкин, через неудачи в свиноводстве и на первых порах в армии, находит таки путь к созиданию и самосовершенствованию. Ну это если посмотреть с общегосударственной точки зрения, а с другой – просто честно живет, попадая то в нелепые, то в героические ситуации.
С кем не бывало?
А жизнь?! Разве она придумана?
Я, например, точно помню те времена, когда двери не запирались или ключ был «под ковриком», деньги были не главным смыслом жизни, а лозунги воспринимались буквально – "Даешь!". И не "кукловоды" злокозненно управляли быдлом, а так складывались общественные отношения. Обчество – испокон веков было высшим авторитетом на Руси.
Упаси боже, я не приукрашиваю действительность, было разное, и не оправдываю кровавых палачей, идеологических иезуитов и прочих извергов, но они – миг в истории древней и мудрой нации, и долго их влияние на народ продолжаться не может, а если и может, то только как профилактические воспоминания о пережитой болезни.
В общем, жили не тужили, хотя дело в фильме происходило не в житнице нашей Родины и даже не в здравнице Союза, а в нечерноземной полосе – Тверской, то есть Калининской области.
В детстве летом мы с бабушкой жили в Новгородской деревушке Новоселицы – так там было всё, насколько я помню, точно так. И река, и печь, и главная улица, и добрая маманя, и председатель, гоняющий бездельников и пьяниц, каковые тоже были…  
Наверное, там была и любовь, но об этом я, в силу возраста, тогда не знал.
Там, в кино, еще много чего про дух и романтические устремления советской молодежи, но главное, пожалуй, в последних кадрах фильма, в том поезде, уносящим наших героев в будущее, в хорошее будущее без курсов валют и банковских ипотек, когда дома для каждого строят всем ОБЧЕСТВОМ.
Пересмотрите теперь.





Комментариев нет:

Отправить комментарий