Оглавление

суббота, 18 июля 2015 г.

Путевые заметки. Part 3.



Продолжение.
      (Из книги «Вкус времени)
ВПМ №3
Август 19... года. Финляндия, Хельсинки, Лахти, Тампере.

25 августа. После Юга – солнца и моря, мы едем на Север, в Финляндию! 
Говорят, что на финской таможне работают эстонцы и отыгрываются на бывших советских гражданах. Особого подвоха мы не почувствовали, но было очень долгое прохождение границы из-за большого количества автобусов. На своем «Понтиаке Гранд Ам» проскочили Хамину, Порво и въехали в столицу Суоми. Остановились в отеле Сокос-Пассиля. Галопом по Европам проскочили Хельсинки. Маша рвалась в аквапарк. В столице Финляндии везде очень много цветов – на балконах, на улицах, в парках, в вазонах. Финны говорят: «Мы северный народ и нам нужны яркие цветы». Хорошо, что они не только так говорят, но так и делают!
Я так устал бродить по достопримечательностям, что даже согласился купаться в Аквапарке. Освежило. В «Серене» очень много народа… русского. Для тех, кто не видел настоящего моря, очень даже ничего. А Марусеньке  понравилось. В комплексе «Серена» проходит фестиваль дворников! Поучаствовали и посмотрели фейерверк. Вот бы нам в Россию их всех, прямо с фестиваля. После – ресторан с финским «суровым и холодным» оркестром.
26 августа. Прохладно, но солнечно. Оставили машину на парковке и поехали на поезде со станции Пассиля-Бёле в Тиккуриллу или …икккуррр или …илллуу. В «научный» центр «Хеурека – Эврика». Научно порезвились и на современной электричке поехали в центр Хельсинки. На вокзале взяли такси (Мерседес 220) и поехали на остров Коркисаари в Зоопарк. Замечательные звери живут вольготно, почти в естественных условиях. Особенно хороши были финские верблюды и leopardi. Морем на «старинном» пароходике, огибая острова, скалы и гигантские лайнеры, вернулись в Хельсинки на Торгтори к самому Президентскому дворцу. Накупили вкусных финских булок и поехали в свою Сокос-Пассилю. В номере сразу почувствовали как устали и развалились по мягким диванам. Красота!
Из Хельсинки по отличной дороге переехали в Лахти, в гостиницу с одноименным названием.
26 августа. Как ни устал, проснулся рано. Солнечный день. Поехали в Тампере. Отличная дорога.
На изумрудных северных полях чухонские фермеры играют в гольф. Нарядно выглядит каждый сельский дом. На полях сено уложено в огромные полиэтиленовые пакеты. Снуют блестящие, разноцветные автомобили, сияют электронные дорожные указатели. Все вымыто, ярко и празднично.
В Тампере очень торжественная и европейская главная улица. Много людей, машин, магазинов, но мы свернули чуть в сторону, и открылась первозданная природа и тишина. Пришлось искать живого человека (а то все время натыкаешься на уродливые скульптуры), чтобы спросить, где музей Мумми Троллей.
После Муммиков поехали в Сарканиеми – финское ЦПКиО. Много всяких развлечений, но, главное, много воды, воды, воды… Со смотровой башни виден весь Тампере и, наверное, вся зелено-голубая Финляндия.
Маша спросила: - Теперь мы домой? Я сказал, что нет – в Лахти. Я это и имела в виду, сказала Маша. Вот так. Лахти для нее уже дом родной! Но вечерний Лахти и, правда, хорош.
27 августа. Легкий белый-белый туман на утренней улице Хаменкату. Прекрасный парк с прудом и зарослями грибов. Опять специфические финские скульптуры. Колокольный звон привел нас к православному, как финны говорят – ортодоксальному храму. Попали на службу на финском языке. В общем и целом, все поняли. После молебна можно и уезжать.
Лишний раз убедился, что мне нравится надежная, спокойная, уважающая себя Финляндия. Другое дело – живут скучно и уж очень размеренно, но оставим финнам финново, – кто как хочет, так и живет. Все умыто солнцем, дождями и снегом. Дома, парки, скалы – все очень добротное и очень настоящее.
И не оставляет ощущение, что вот сейчас из этого домика или автомобильчика выйдут самые настоящие гномы или муммики или, по крайней мере, Йеллопукки – Дед Мороз! И никто не удивится.

*

ВПМ №4

Август 19... года. Крым, Севастополь.
 3 августа. Старт на поезде №7. Так как на Украине разразился бензиновый кризис, и не то, чтобы просто бензин подорожал, но его можно купить за большие деньги – никакого топлива вообще нет! Значит, на автомобиле проблематично. Поэтому переиграли и взяли билеты на ж/д.
4 августа. В Казачей Лопани на границе Шу чуть не «депортировали» украинские пограничники! Они так красочно обрисовали нам процесс выдворения персоны «нон грата» из страны, что пришлось выделить, их страдающему чувству долга, некоторую денежную компенсацию. А дело было в фотографии на паспорте. Но я-то думаю, что если бы не фото, так что-нибудь другое нашлось. 
5 августа. В Севастополе нас встретила сама хозяйка пансионата Ульяна, и мы все-таки, оказались в автомобиле, – она доставила нас до дверей «Горизонта» на «Пассате». Я спросил, а как же бензин? Тут то и открылась страшная тайна: хотя топлива на колонках действительно не было, все «знающие» заправлялись на военно-морской базе, где украинские моряки приторговывали ворованным государственным бензином и дизтопливом.
Устроились в домике из двух комнат. Пляж песчано-галечный  необычного бело-коричнево-желто-серого цвета, пятнами.
Поехали в Северный Севастополь на такси с бензином, а Мурочка осталась в «Горизонте» с североморскими детьми, которые здесь отдыхают всем скопом. Северный Севастополь – пятачок, где собраны все 33 удовольствия. Ночью ходили на море.
7 августа. С утра – в Севастополь на катере. По «дороге» видели, как несколько раз переворачивались «бананы» на веревочках и люди сыпались в воду. Незабываемое зрелище. Романтика!.. Совершили променад по Матросскому бульвару. Посетили Графскую пристань и Панораму обороны Севастополя. Пытался найти на картине своего прадеда, участвовавшего в обороне и его закадычного друга Леву Толстого. Не разглядел, но убедился, – защищались русские люди героически, правда, я так и не понял, почему же только защищались, ведь вся страна была рядом…  
По Севастополю бродят коммунистические агитаторы и продают газеты.
10 августа. Интересно, что здесь солнце с утра у моря светит в спину, вечером в лицо, а в Алупке наоборот.
Вечером был классический спектакль английского драматурга Флетчера, – всем понравилось! Спектакль игрался на руинах «Горизонтовского» кинотеатра и, свисающие сквозь дыры в стенах, магнолии и, обваливающаяся штукатурка, соответствовали духу произведения…
Артистов, наверное, покормили бесплатно.
Читаю, взятый в библиотеке, роман «Чемодан пана Воробкевича» - еще советский боевик про отлов бандеровцев на Западной Украине. Занятно, что там написано про стремление к свободе истых самостийцев, про их беспощадную борьбу с Советской властью, и я читаю это, находясь на Самостийной Украине, добившейся «свободы» отнюдь не благодаря ОУНам и прочим борцам, а как раз благодаря коммунистам! Зря, выходит, их били (и тех и других)…
11 августа. Как и обещали еще в Петербурге, нам показали настоящее солнечное затмение. И это порадовало. Значит, все-таки что-то происходит в мире абсолютно точно, обязательно и неумолимо, вне зависимости от злой или доброй воли людей. Вселяет надежду. В момент наибольшего затмения было, как будто очень пасмурно и тревожно…
Море бурлило!
14 августа. Отправились в Симеиз: пешком до шоссе + такси + катер + маршрутное такси + автобус «КИА» = мы на склоне горы Кошка.
Громадные скалы; вкус зноя; зеленое море далеко внизу; узкие покатые улочки; нагромождение мазанок друг на друге; прихотливые растения, выбивающиеся из-под голых камней; и греческий и восточный колорит одновременно; высоченные кипарисы и миниатюрные пальмы – все это Крым.
Прошли сквозь весь Симеиз, сверху вниз. С последнего посещения, как будто, что-то стало и лучше, «богаче», а что-то, прекрасные виллы санаториев, например, хуже. Воистину – блеск и нищета Украины. Минарет виллы «Мечта» зияет выбитыми стеклами, а красная остроконечная крыша виллы «Ксения» не ремонтировалась, наверное, со времен постройки. Зато, как всегда прекрасен «античный» проспект и новая набережная очень хороша, к тому же, об нее бьются волны, разлетаясь веером брызг на фоне скалы Дива! Купаясь, Мурочка вся исприбоилась и избурунилась!
До обратного автобуса оставалось 2 часа, и мы решили навестить Алупку и Никулиных. Алупка – замысловатый райский лабиринт – все та же. Особых изменений, в отличие от Симеиза, нет. Встретили Сережу у собственного магазина «Кодак», а Виктора и Люду в Воронцовском дворце, на рабочем месте. Они обеспечивают туристов фото-видио услугами и продукцией. У них, слава Богу, все нормально.
Пока ждали автобус, проехал президент всея Украины Кучма, – перекрыли дороги,  все замерло. Только лейтенант из оцепления остервенело подгонял зазевавшегося солдатика: «Швыдче-швыдче!». У Леонида Даниловича – «Мерседес 600».
По вечернему Севастополю ехали в пустом и прохладном троллейбусе… 
15 августа. Дня три назад мы придумали для детей Международный Черноморский чемпионат по настольному теннису. Объявили, что будут призы. Воспитатели посмотрели на нас косо, так как по «Горизонту» прошел слух о призах и все дети (и не дети) находились в тягостном ожидании, – это правда или шутка? Сегодня разыгрывался финал. Мурочка неожиданно легко победила всех соперников и вышла в финал. Все игроки старше ее на 2-3 года. В финале Маша играла с Сашей Гороховым из Североморска, как потом выяснилось – 7-ми классником. Маша играла так замечательно, что я забеспокоился, как бы она не выиграла, а то будет совсем неудобно: сами устроили, сами и выиграли. Марусенька все-таки проиграла чуть-чуть – 21:19, но финал был блестящим!
Мы заранее купили огромный арбуз и всякие памятные значки. Горохов был счастлив, когда мы ему вручили первый приз, который был размером, наверное, с него. А вечером, в 5-м бараке, дискотека!
17 августа. На трассе опять видели кортеж Кучмы, – так и снует, туда-сюда, туда-сюда!.. Сейчас, кстати, читаю Ельцина – «Исповедь на заданную тему», 1990 г. издания. Ельцин размышляет о политбюро, о власти, о дачах, в частности. А я думаю, что, наверное, в этой высшей власти есть что-то чудовищное, нечеловеческое. Отсутствие возможности определить себе круг общения, время и место отдыха (хотя бы), невозможность просто прогуляться, тому же Кучме, по крымским улочкам, полазить по скалам без огромной своры цепных псов и полного перекрытия дорог. Это какой-то конец человеческому началу. Н-да, за все надо платить… Невозможно даже шикануть где-нибудь в ресторане, в магазине – не перед кем… Конечно, мне могут сказать: «Зато ОНИ могут то, сё, пятое, десятое! Да, но сколько же всего они не могут…
Сейчас, ночью, произошло, кажется, землятресение. Что-то тряхнуло, закачались стены и съехали кружки на столе. Я вышел в ночь, но все уже было спокойно и тихо. Только море, по моему, стало рокотать громче. Наваждение?
18 августа. Действительно было землятресение, в газетах написано! Турция в руинах, а у нас ничего особенного. Ходили в Учкуевку – вот уж где народ отрывается по полной программе. Вдоль всего пляжа понаставлено ресторанов, ресторанчиков и ресторанчичков, не считая баров и шашлычниц. И все с мощной аппаратурой. Бедлам. И они всю ночь работают, о чем свидетельствует непрерывная музыка, доносящаяся и до «Горизонтовки».
Свернули к турбазе имени партизана и первого туриста Мокроусова (а я думал, что он – композитор) менять деньги на гривны, и попали на чудную аллею. Зной пропитывал нас, ароматы неизвестных растений обвевали нас, – и было хорошо. И я сказал Марусе: - Когда мы с тобой пойдем, держась также за руки, в стужу, по колено в снегу, то вспомним, какое здесь было томление…
21 августа. К нам приехал цирк. Мы пошли с Мурочкой одни. В цирке выступали: 1 собачка, 1 черепаха, 1 котенок, 2 голубя, 1 удав, 1 крокодил. Потрогали крокодила и удава. Фокусник, лет 40-ка с хвостиком, представлялся учеником КИО, йог – победителем конкурса в Монте-Карло! Не меньше. Но была южная ночь, и пронзительные звезды скрашивали представление.
А в эту минуту я сижу, утомленный солнцем, на ступенях нашего домика. Передо мной растет грецкий орех. Моря не слышно. Только цикады. Я курю папиросы «Ялта» и за 2100 км от «всего» размышляю о вкусе времени…
22 августа. Отправились в Любимовку через реку Бельбек, на которой стояли укрепления, где воевал в IXX-ом веке мой прадед Александр Арсеньевич Щеголев. Сегодня Бельбек не доходит до моря метров 50, видимо, дальше просачивается. В этой части побережья совсем отсутствует «индустрия развлечений» и поэтому легко представить себе, как здесь в Крымскую войну стояли батареи, бродили солдаты и офицеры в потрепанных и закопченных мундирах. И вот – гремит гром взрывов, песок на пляже вздымается и долго потом кружится в воздухе под морским ветром. Но нет, все тихо! Пригрезилось. Светит солнце.
Любимовка – настоящая деревня. Поют петухи, по пляжу бродят коровы и козы. В огородах растет капуста и картошка, а в садах виноград и груши. И, конечно, совершенно по-советски, весь этот патриархальный уклад прорезают белые пятиэтажки, как символ смычки города и деревни! Маленький рынок, пыльные проулки, воинская часть, пара-тройка магазинов, один из которых, куда мы зашли, типично «брежневский» с таким же ассортиментом. И одна дорога, уходящая в другую жизнь. Вот и все.
Нам уезжать и накрапывает дождь…
23 августа. Крымская поэма. Прощальная. Списано с натуры:
«Небо рыдало, низвергая на иссушенную желтую землю потоки воды.
Море стонало, набрасываясь на золотой песок и могучие пирсы,
После каждого удара, разлетаясь у наших ног мириадами бриллиантов              
- на, бери и не уходи…
Буйный ветер касался наших лиц теплой ладонью
- вернись…
Грозные волны сникали под нашими босыми ногами
-  не уходи…
Мы живы, пели они, мы радостны и веселы! Мы любим тебя,
только подожди…
Мы живем своей зеленой пенной жизнью для тебя,
Ливни омоют тебя, Солнце согреет, Ветра осушат, Плоды напоят
-  вернись…
Но надо было повернуться к ним спиной,
и я лишь ощутил легкий соленый привкус
в гневном воздухе.
Я сделал шаг. Первый.
Шаг длиною, может быть, в целую жизнь.
Я ушел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий