Оглавление

воскресенье, 26 июля 2015 г.

К годовщине Крещения Руси и Дню Святого равноапостольного князя Владимира. Начало.





Крещение князя Владимира в Херсонесе

А.Ч.: Размещая эту статью в столь обширном Сообществе, в котором, как я убедился на собственной шкуре, есть люди различных верований, политических позиций, разного возраста и материального положения, не говоря о географии, замечу только одно: данный вопрос не относится исключительно к религии. Это событие имело ключевое значение для русской государственности и образования самостоятельного русского сознания, не зависящего от влияния иных достойных верований и традиций других уважаемых народов.

И произошло оно на перекрестке цивилизаций – в Крыму.

Там зарождалась ментальность единого народа, которого, по большому счету, тогда устраивали и свои языческие боги. И надо иметь сильный характер, чтобы развернуть в желаемом направлении целый народ и покуситься на «святое». Но это не могло произойти только по воле одного человека – тут сложились уникальные обстоятельства высшего порядка, в числе которых дух новой нации. Не знаю был ли князь Владимир настолько стратегически мудр, чтобы просчитать пути развития Руси на века, но, я считаю, в своем походе на богатые окраины великой Византийской империи он преследовал совсем не меркантильные интересы. Пример могущества далекого соседа не мог не произвести впечатление на правителя разномастных племен, родов и уделов, и заставить задуматься о полноте власти, управления, о расширении государства и, в конечном итоге, величия своего Отечества.

Да, русский народ крестился позже, кто в Днепре, кто в речке Чухонке, но искра Высшей Силы проскочила тогда, в Херсонесской купели.

Причем, помните!, Российская государственность пережила многие современные Владимиру грозные страны и могущественные империи и здравствует до сих пор.    



*


В 983 году от Рождества Христова, утвердившись в Киеве, князь Владимир произвел языческую реформу, стремясь поднять древние народные верования до уровня единой религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию во главе с Перуном, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали кровавый культ воинственного бога.
По преданию, первым настоящим проповедником христианства на Руси был Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, призванный Иисусом Христом. Римский историк, отец церковной истории Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на сочинение Оригена, подтверждает его служение в Скифии. Андрей проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. В «Повести временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места.
Вообще, так или иначе, Киевская Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – в 957 году и второй – при Владимире в 988 году.
После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Киевская Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; на Руси мирно жили и мусульмане, и иудеи. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимной выгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Но принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Киевской Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX века. Назревала необходимость принимать решение.
Летописные легенды рассказывают о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся  вариантов веры. Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая  и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом, а запрещение пить вино безрассудным. Послы немецких католиков  говорили ему о величии невидимого Вседержителя  и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. А выслушав иудеев, он спросил, где их отечество?
- В Иерусалиме, ответствовали проповедники, - но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим.
- И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? - вопросил Владимир, - мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.
Наконец, безымянный греческий философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку.
Пораженный Владимир вздохнул и сказал:
- Благо добродетельным и горе злым!
- Крестись, ответствовал философ - и будешь в раю с первыми.
В 987 году Владимир собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков, и потребовал их совета.
- Государь! - сказали бояре и старцы, - всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству.
И Великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели магометанские храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты. В Константинополе император приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, богатые служебные одежды, благоухание фимиама, сладостное пение
Клироса, важность и таинственность обрядов изумили русичей; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…
Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной.»
После совета с боярами князь решил принять православие.
Владимир мог бы креститься и в собственной столице – Киеве, где уже давно находились церкви и священники христианские, но князь при сем важном действии хотел блеска и величия. 
Однако в 980-х годах внешняя угроза и внутренние мятежи поставили православную Византийскую империю в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 году вспыхнуло восстание Варды Фоки, объявившего себя василевсом. В конце 987-го - начале 988 годов братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться к киевскому князю за военной поддержкой против мятежников.
Владимир согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик, Владимир мыслил безукоризненно: породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы.
Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание.
Отряд русичей был направлен в Византию и мятеж был подавлен. Но гордый император Василий II посчитал для себя позором родниться с варварами, идолопоклонниками и вероломно отказал князю.
Тогда Владимир Святославич собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им:
- Витязи, богатыри, верные мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите меня. Мне и всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками. Все европейские государи поклоняются единому небесному богу, только мы — выдуманному нашими праотцами. Я посылал послов ко всем народам и убедился, что самая лучшая вера у грековинов. И решил я принять эту веру. Но византийские императоры не желают иметь с нами дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и заставить Византию считаться с нами. Мы поплывём в Корсунь и возьмем её. А когда договоримся с Византией, восстановим эти земли во власти и возвратимся домой.
В лето 988-е огромная рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с русскими воями спустились вниз по Днепру и, преодолев бypные воды Понта Эвксинского, очутились у берегов Тавриды. Оставив ладьи в тихом Ктеносском заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Здесь стоял хорошо укреплённый город Херсонес. Русские ратники окружили Херсонес и встали в ожидании.
Дни сменялись ночами, время летело, а херсонеситы и не думали сдаваться. У них было вдоволь и хлеба, и воды, и терпения.
Но иссякло, наконец, терпение у Владимира, и он решился идти на штурм. И вот тогда дал о себе знать священник Анастасий. Из осаждённого города он пустил в стан войска русичей стрелу с привязанной к ней запиской, в которой сообщал: «Отмерь от городских ворот полных 135 шагов к юго-востоку, и ты подойдёшь к камню. Под этим камнем проходит в город единственный водовод. Если отвести воду в сторону, город останется без воды и вынужден будет сдаться».
Русичи перекрыли водовод и вынудили осаждённых сдаться. Херсонеситы признали русичей победителями и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир великодушно обещал им это.
Распахнулись городские ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со знамёнами и хоругвями вышли встречать великого князя всей Руси Владимира и его славных ратников. Город был убран и празднично украшен. На главной площади стояли столы со всевозможными яствами и напитками для простых ратников. А для князя, воевод и херсонесской знати столы были накрыты во дворце. И начался многодневный пир во славу войска русского, во имя мира между русскими и греками.
Стратег отправил в Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну.
Еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он больше не мог видеть. Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру здесь, в Херсонесе, исцелит его от слепоты духовной и телесной. И, о чудо, во время крещения князь прозрел! В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Некоторые из дружинников князя, пораженные этим, также крестились. В святом крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил город Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Когда Владимир тронулся обратно на Киевскую Русь, с ним отправились греческие учителя, священники, художники, ремесленники — все, кто пожелал жить в далёкой северной стране, в стольном граде Киеве. Предстояло крестить народ.

Согласно «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, князь Владимир крестился в Херсонесе «посреди града, где собираются корсунцы на торг». Сейчас на этом месте находится Владимирский собор. В древности это место называлось базарной площадью. Позже на месте этого торга был основан храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в нем, по преданию, крестился святой равноапостольный князь Владимир. Руины этого храма, останки стен, до сегодняшнего дня находятся внутри Владимирского собора.
До революции на месте крещения князя Владимира находился мраморный аналой с великой святыней – частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыня была передана в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес. После возведения Владимирского собора мощи святого поместили в Нижнем храме, рядом с историческими руинами древней базилики.

Сегодня, после воссоединения Крыма и России, каждый русский человек, вне зависимости от его воззрений, вновь обрел свою святую сущность – залог процветания и блага народа. Дай то Бог!

В Крыму в славном городе Херсонесе величественно возвышается Владимирский собор – приезжайте, поклонитесь. 



(Ждем вас в Таврическом обществе)

Комментариев нет:

Отправить комментарий