Крещение князя Владимира в Херсонесе
А.Ч.:
Размещая эту статью в столь обширном Сообществе, в котором, как я убедился на
собственной шкуре, есть люди различных верований, политических позиций, разного
возраста и материального положения, не говоря о географии, замечу только одно: данный
вопрос не относится исключительно к
религии. Это событие имело ключевое значение для русской государственности и образования
самостоятельного русского сознания, не зависящего от влияния иных достойных верований и традиций
других уважаемых народов.
И
произошло оно на перекрестке цивилизаций – в Крыму.
Там
зарождалась ментальность единого народа, которого, по большому счету, тогда устраивали
и свои языческие боги. И надо иметь сильный характер, чтобы развернуть в
желаемом направлении целый народ и покуситься на «святое». Но это не могло произойти
только по воле одного человека – тут сложились уникальные обстоятельства
высшего порядка, в числе которых дух новой нации. Не знаю был ли князь Владимир
настолько стратегически мудр, чтобы просчитать пути развития Руси на века, но,
я считаю, в своем походе на богатые окраины великой Византийской империи он
преследовал совсем не меркантильные интересы. Пример могущества далекого соседа
не мог не произвести впечатление на правителя разномастных племен, родов и
уделов, и заставить задуматься о полноте власти, управления, о расширении
государства и, в конечном итоге, величия своего Отечества.
Да,
русский народ крестился позже, кто в Днепре, кто в речке Чухонке, но искра Высшей
Силы проскочила тогда, в Херсонесской купели.
Причем,
помните!, Российская государственность пережила
многие современные Владимиру грозные страны и могущественные империи и
здравствует до сих пор.
В 983 году от Рождества Христова, утвердившись в Киеве, князь
Владимир произвел языческую реформу, стремясь поднять древние народные
верования до уровня единой религии. Но попытка превращения язычества в
государственную религию во главе с Перуном, судя по всему, не удовлетворила
Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали кровавый культ воинственного бога.
По преданию, первым настоящим
проповедником христианства на Руси был Андрей Первозванный – один из двенадцати
апостолов, брат апостола Петра, призванный Иисусом Христом. Римский историк, отец церковной истории Евсевий
Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на сочинение Оригена, подтверждает
его служение в Скифии.
Андрей проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. В «Повести
временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей
миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и
Новгороду и благословил эти места.
Вообще, так или
иначе, Киевская Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – в 957
году и второй – при Владимире в 988 году.
После
крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Киевская Русь поддерживала
добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; на Руси мирно жили и
мусульмане, и иудеи. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские
верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые
определялись бы взаимной выгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь
никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее
божественностью императора. Но принадлежность к христианской религии облегчала
торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для
Киевской Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и
изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX века. Назревала
необходимость принимать решение.
Летописные легенды
рассказывают о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ
предлагавшихся вариантов веры. Первые послы были от волжских Болгар.
Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение
сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом, а
запрещение пить вино безрассудным. Послы немецких католиков говорили ему
о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им:
идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. А выслушав иудеев, он
спросил, где их отечество?
- В Иерусалиме,
ответствовали проповедники, - но бог во гневе своем расточил нас по землям
чужим.
- И вы, наказываемые
богом, дерзаете учить других? - вопросил Владимир, - мы не хотим, подобно вам,
лишиться своего отечества.
Наконец, безымянный
греческий философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал
Владимиру все содержание библии и в заключение показал ему картину Страшного
Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную
муку.
Пораженный Владимир
вздохнул и сказал:
- Благо
добродетельным и горе злым!
- Крестись,
ответствовал философ - и будешь в раю с первыми.
В 987 году Владимир
собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков,
греков, и потребовал их совета.
- Государь! - сказали
бояре и старцы, - всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую,
то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее
поклоняется Божеству.
И Великий князь
отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели
магометанские храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков
богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты.
В Константинополе император приказал вести послов в Софийскую церковь, где
сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию.
Великолепие храма, богатые служебные одежды, благоухание фимиама, сладостное
пение
Клироса, важность и таинственность обрядов изумили русичей; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…
Клироса, важность и таинственность обрядов изумили русичей; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…
Возвратясь в Киев, послы
говорили князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о
Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «всякий человек,
вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав Веру греков,
не хотим иной.»
После совета с боярами
князь решил принять православие.
Владимир мог бы
креститься и в собственной столице – Киеве, где уже давно находились церкви и священники
христианские, но князь при сем важном действии хотел блеска и величия.
Однако в 980-х годах
внешняя угроза и внутренние мятежи поставили православную Византийскую империю
в крайне затруднительное положение. Вдобавок ко всему в 987 году вспыхнуло
восстание Варды Фоки, объявившего себя василевсом. В конце 987-го - начале 988
годов братья-соправители Василий II и Константин VIII вынуждены были обратиться
к киевскому князю за военной поддержкой против мятежников.
Владимир согласился
отправить в Византию довольно многочисленное войско взамен на обещание
императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Как политик,
Владимир мыслил безукоризненно: породниться с Византийской династией означало
бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то
по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно
укрепить мировой авторитет Киевской державы.
Император дал
согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен
принять крещение и подавить восстание.
Отряд русичей был направлен
в Византию и мятеж был подавлен. Но гордый император Василий II посчитал для
себя позором родниться с варварами, идолопоклонниками и вероломно отказал
князю.
Тогда Владимир
Святославич собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им:
- Витязи, богатыри,
верные мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите
меня. Мне и всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками. Все
европейские государи поклоняются единому небесному богу, только мы —
выдуманному нашими праотцами. Я посылал послов ко всем народам и убедился, что
самая лучшая вера у грековинов. И решил я принять эту веру. Но византийские
императоры не желают иметь с нами дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и
заставить Византию считаться с нами. Мы поплывём в Корсунь и возьмем её. А
когда договоримся с Византией, восстановим эти земли во власти и возвратимся
домой.
В лето 988-е огромная
рать во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с
русскими воями спустились вниз по Днепру и, преодолев бypные воды Понта
Эвксинского, очутились у берегов Тавриды. Оставив ладьи в тихом Ктеносском
заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Здесь стоял хорошо
укреплённый город Херсонес. Русские ратники окружили Херсонес и встали в ожидании.
Дни сменялись ночами,
время летело, а херсонеситы и не думали сдаваться. У них было вдоволь и хлеба,
и воды, и терпения.
Но иссякло, наконец,
терпение у Владимира, и он решился идти на штурм. И вот тогда дал о себе знать
священник Анастасий. Из осаждённого города он пустил в стан войска русичей
стрелу с привязанной к ней запиской, в которой сообщал: «Отмерь от городских
ворот полных 135 шагов к юго-востоку, и ты подойдёшь к камню. Под этим камнем
проходит в город единственный водовод. Если отвести воду в сторону, город
останется без воды и вынужден будет сдаться».
Русичи перекрыли
водовод и вынудили осаждённых сдаться. Херсонеситы признали русичей
победителями и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им
жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир великодушно обещал им это.
Распахнулись
городские ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со
знамёнами и хоругвями вышли встречать великого князя всей Руси Владимира и его
славных ратников. Город был убран и празднично украшен. На главной площади
стояли столы со всевозможными яствами и напитками для простых ратников. А для
князя, воевод и херсонесской знати столы были накрыты во дворце. И начался
многодневный пир во славу войска русского, во имя мира между русскими и
греками.
Стратег отправил в
Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий
II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну.
Еще до приезда
царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он больше не мог
видеть. Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что
крещение в христианскую веру здесь, в Херсонесе, исцелит его от слепоты
духовной и телесной. И, о чудо, во время крещения князь прозрел! В духовном
восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Некоторые из
дружинников князя, пораженные этим, также крестились. В святом крещении князь
Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в
Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за
жену князь возвратил город Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Когда Владимир тронулся
обратно на Киевскую Русь, с ним отправились греческие учителя, священники,
художники, ремесленники — все, кто пожелал жить в далёкой северной стране, в
стольном граде Киеве. Предстояло крестить народ.
Согласно «Повести временных лет» преподобного
Нестора Летописца, князь Владимир крестился в Херсонесе «посреди града, где
собираются корсунцы на торг». Сейчас на этом месте находится Владимирский
собор. В древности это место называлось базарной площадью. Позже на месте этого
торга был основан храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в нем, по
преданию, крестился святой равноапостольный князь Владимир. Руины этого храма,
останки стен, до сегодняшнего дня находятся внутри Владимирского собора.
До революции на месте крещения князя Владимира
находился мраморный аналой с великой святыней – частицей мощей святого
равноапостольного князя Владимира. Святыня была передана в 1859 году из Малой
домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес. После возведения
Владимирского собора мощи святого поместили в Нижнем храме, рядом с историческими
руинами древней базилики.
Сегодня, после
воссоединения Крыма и России, каждый русский человек, вне зависимости от его
воззрений, вновь обрел свою святую сущность – залог процветания и блага народа.
Дай то Бог!
В Крыму в славном
городе Херсонесе величественно возвышается Владимирский собор – приезжайте,
поклонитесь.
(Ждем вас в
Таврическом обществе)
Комментариев нет:
Отправить комментарий