Оглавление

вторник, 7 июля 2015 г.

Рок и Мир. Прелюдия.



Вселенная пронизана особого рода субстанцией – магнетическим флюидом, и особо одаренные личности обладают способностью накапливать её, а затем  передавать другим.  
 Франц Месмер, врач, XVII век






Woodstock Music & Art Fair – рок-фестиваль, 15-18 августа 1969 года. 500 тысяч зрителей.  

 Roll up, roll up for the Magical Mystery Tour!
Торопитесь! Отправляемся в Волшебное Загадочное Путешествие!
Отправимся, отправимся, друзья, в путешествие сквозь время и пространство, сквозь радости и разочарования, по дороге встреч и разлук туда, где нас ждут необыкновенные люди, интересные находки и волшебная страна, имя которой – Рок-н-ролл.
Рок-н-ролл? Что это? Музыка? Философия? Образ жизни? Бизнес? Целый мир?
Всё это и еще многое, многое другое!
Сколько книг, статей и даже диссертаций написано на эту тему! Какие авторитетные люди занимались изучением рок-музыки, исследованиями и воспоминаниями! Но я тоже рискну, и, пропустив через себя, поведаю еще одну историю Великого и Ужасного Рок-н-ролла. Это будет взгляд из России или Русская версия этих 50-ти лет сосуществования мира людей и мира рок-музыки.
Моя самонадеянность объясняется тем, что недавно по одному из центральных каналов телевидения я услышал суждение, подтолкнувшее меня к написанию этого трактата, мол, для нынешней молодежи времена Элвиса Пресли или Битлз все равно что эпоха фараонов – так это далеко и неактуально. Поэтому я обращаю книгу прежде всего молодым людям для расширения их кругозора и, главное, понимания идеи рок-н-ролла.
Долгое время популярная музыка и другие искусства США, Англии и, тем более, СССР не соприкасались. Не говоря о политике, это было связано, в том числе, и с трудностями коммуникаций, и с различием национальных пристрастий. Американцы, как родоначальники и джаза, и рока не реагировали ни на какие европейские или иные явления в этом жанре. И даже не свысока поглядывали на жалкие попытки конкурентов из других стран создать что-нибудь стоящее – они просто их не замечали. Им, обладающим огромным рынком, ресурсами и традиционной свободой нравов это было абсолютно не интересно. И только в начале 60-х с появлением The Beatles совершился прорыв, объединивший музыку всего мира! А своими изысканиями – от «квадрата» до симфонических произведений – Битлз показали, что рок-н-ролл не только музыка для ушей и ног, но и для души в высшем понимании этого слова.
Эта новая культура, как ни что другое, способствовала началу глобализации всего мира!
Музыка – это вообще волшебное искусство, рождающееся в небесных сферах, и причины ее рождения в данном месте и в данное время находятся, пожалуй, в ведении, скажем, Всемирного Разума, который в свою очередь и образуют желания и чувства людей. А деяния высшего порядка, как известно, неисповедимы.   
И ведь, что говорить, великие шедевры рока родились не в первооткрывательнице Америке, не в признанной вокалистке Италии или благородной своими музыкальными гениями Германии, а именно в Англии, до сего времени не проявившей себя на этом поприще практически ничем. Так Китай с миллиардным населением не дал рок-музыке ни одного сколько-нибудь заметного исполнителя, а маленькая Швеция, например, подарила миру немало талантливых рок-музыкантов, что говорит о том же неисповедимом пути. Хотя, конечно, предрасположенность наций к тем или иным талантам человечеству хорошо известна.
Говорю о так называемых высоких материях потому, что о всяких синтезах, течениях и протоках, слияниях и разливах рок-н-ролла действительно написано столько, что не поддается никакому осмыслению (особенно после открытия пространства интернета), но о первопричинах не знает никто! Даже я. Что ж, попытаемся это понять.
Обязан предупредить, что в этой книге дается довольно неожиданный вектор музыкальным исследованиям, который направлен на представление о нашем мире, как о единой системе, где музыка вообще и рок-н-ролл в первую очередь являются одним из факторов формирования современного человека и энергетическим катализатором развития всей цивилизации, как всеобъемлющей сферы слияния физических и духовных сил и взаимоотношений.  
Но не будем сейчас касаться деяний нам не подвластным, о которых, тем не менее, еще предстоит задуматься, обратимся к прозе жизни.  
Почти везде в послевоенном мире, когда прошла реакция на перенесенные ужасы и лишения, наступила благодать, хотя бы душевная! Люди вздохнули спокойно, родили новых детей, и захотели чего-нибудь нового, абсолютно не связанного с прежней жизнью. А коллективные желания могут стать страшной силой! Вспомним хотя бы «призрак, бродящий по Европе», и чем это закончилось.
И эмоциональный взрыв случился, произошла революция! Слава Богу, мирная.
В сознании.
Каков же был материальный мир в 50-х годах?
Европа не без трудностей преодолевала послевоенную разруху. Америка, скорбя о погибших, пожинала плоды плана Маршалла и стремительно превращалась в безусловный центр мира. Ценой неимоверных лишений и усилий своих граждан, СССР, испытавший самый страшный удар фашистской армады, пытался противостоять США на военном плацдарме, но во всех других отраслях безнадежно отставал. К 1955-му с момента окончания войны прошло всего 10 лет!
Оглянитесь, что такое десять лет…
В Европе с помощью США появились массовые модели автомобилей, телевидение, радио, хорошая одежда, еда без карточек. Сама Америка за время войны не только не пострадала материально, а многократно приумножила свои богатства. Не хватало чего-то для разрядки, сознательного отдыха, новых идей и рок-н-ролл появился в самое время.
Напрасно пишут многочисленные историографы, что рок повлиял только на тинэйджеров, то бишь, подростков, нет, он повлиял на всех без исключения, кого хоть краем коснулась эта лавина!
Но конечно всё началось с молодежи, еще не обремененной условностями. Рок-н-ролл поменял взгляды на жизнь, на одежду, на ценности, на приоритеты. Иными стали взаимоотношения с родителями, властями, друзьями. Кардинально изменились речь, манера поведения, танцы, в конце концов. И, получив всё это, молодой человек осознал себя как личность.
До этого дети были точной копией взрослых во всем – от взглядов на мир до внешнего облика, и их жизненный путь был предопределен заранее сложившимися обстоятельствами.  
Также очевидно, что рок-н-ролл сломал все социальные, расовые и религиозные барьеры между людьми, незыблемые до того времени, и это стало решающим фактором для ХХ века!
И впервые за всю историю человечества звуки музыки стали собирать десятки, сотни тысяч людей, вдохновленных эфемерной идеей Всемирного Сообщества Посвященных в Таинство Великого Рока!
Значит рок-н-ролл нечто большее, чем музыка?
*
Джордж Хариссон рассказывал, что когда он делал ремонт вновь купленного дома, у него работал хипповый художник в рваных джинсах и бесформенном свитере. Но однажды вечером после работы Джордж встретил его тщательно причесанным, в строгом костюме и галстуке. На немой вопрос художник ответил, что родители его не поймут!
Ни в коем случае не хочу себя сравнивать ни с Джорджем, ни даже с его художником, но примерно в это же время мне, советскому подростку, мечтавшему о брюках-клеш да с золотыми пуговицами, папа подарил очень дорогое суконное пальто с каракулевым воротником. Я представил себе как я буду выглядеть в этом пальто в кругу друзей и навечно повесил его в шкаф. Папа обиделся. Правда, это не помешало ему впоследствии написать несколько песен для нашего школьного ансамбля в стиле биг-бит.
Не побоюсь утверждать, не родись рок-н-ролл в то «далекое» время, сидеть бы нам всем сейчас не в джинсах в ночном клубе, а на нарах в пальто с каракулевым воротником и слушать песню «Валенки» в исполнении не Леди Гаги, а уважаемой Нины Руслановой.
Особенно хочется донести до современного и будущего читателя то, что для нас, советских людей, все эти Биллы Хейли, Битлы и Роллинги были как пришельцы с Марса – так невообразимо далеко они находились, и что за покупку или даже обмен «фирменного» диска можно было получить вполне конкретный тюремный срок!
Так что хочется в духе коммунистических времен воскликнуть: Слава первооткрывателям рок-н-ролла и продолжателям дела Леннона!
*
Необходимо заранее сказать, что эта история рока, как, впрочем, любая написанная человеком история, не всегда объективна, а скорее даже крайне субъективна, поэтому иногда, в особо спорных ситуациях, я позволю себе говорить от первого лица. Но здесь, в отличие от учебников, неточности могут возникнуть и в связи с многообразием самого рок-н-ролла и спецификой российского (советского) восприятия событий.
Например, в СССР нюансы 50-60-х годов в виде 1-ых или 100-х мест в чартах США или Англии не воспринимались вообще, значение придавалось скорее мелодике, внутренней энергетике произведения, да и случаю, чем коммерческому успеху песни. Так «Дом восходящего солнца» The Animals сводил с ума советских поклонников и котировался гораздо выше иных хитов списков музыкального журнала Billboard. А необычайный успех малоизвестной и на западе группы Kristy с её «Yellow River» был вызван случайным показом по советскому телевидению спортивной передачи из Давоса. На эту особенность данной интерпретации стоит обратить внимание, хотя все значимые вехи истории рок-н-ролла я попытался отразить пунктуально.
В некотором смысле эта книга, подобно всем «академическим» исследованиям, является обозрением всех предыдущих знаний или, можно сказать, рок-коллажом, и автором может быть признан только сам Рок-н-ролл. Тем не менее, я заранее приношу извинения тем знатокам и истинным любителям рок-музыки, которые не найдут здесь того или иного поджанра, стиля или некоторых исполнителей, которые, на мой взгляд, не совсем отвечают «чистому» рок-н-роллу, но за развитием основных направлений, и даже поп-музыки, как одной из производных ветвей, я постарался проследить. С уважением относясь к любому творчеству, я все же оставляю за собой право выбора –  невозможно объять необъятное!
И последнее, книга называется «Рок и мир» потому, что музыка и жизнь объективно неотделимы, а рок-н-ролл, как культурное, социальное и какое-то иное – сверхъестественное – явление в состоянии влиять на окружающий нас мир, что мы и наблюдаем в реальной жизни. На страницах этой истории я привожу факты и события, которые, как мне кажется, взаимосвязаны с развитием этого такого тяжелого легкого музыкального жанра.
Удачи в открытиях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий