Оглавление

четверг, 23 июля 2015 г.

Последняя запись. Part 9.



Продолжение.
Последняя запись.
(из книги "Вкус времени")

ВПМ №12
Июнь – Июль – Август 20.. года. Крым, Гурзуф.

18 июня. Тронулись в 7.10. Без приключений по хорошо знакомой дороге помчались навстречу Марусе, которую отправили в горный лагерь «Атлантика» 1 июня. Во время движения периодически созванивались по мобильнику.
19 июня. Таможня без всяких украинских «штучек» дала добро!
20 июня. Гурзуф в 14.30. Остановились в самом заметном и высоком доме Гурзуфа с помощью нашей знакомой Ирины А. и ее сына Ильи. Наш Ленд Ровер Дискавери поставил в гараже Министерства Обороны. Надежно!
21 июня. Естественно, первым делом в горы, к Машуле. Мы промчались по верхнему шоссе до Фороса, повернули на Байдарский перевал, поклонились возрожденной церкви Воскресения Христова, проехали по горному альпийскому Крыму через Орлиное и въехали в поселок Передовое, а рядом и «Атлантика». Наконец-то мы встретились. Обменялись впечатлениями. Вместе с Машей в лагере отдыхал от трудов праведных ее одноклассник Леня Борисов и его родители – Марина и Александр, должны были вскоре тоже подъехать.
Но время вышло и мы, с трудом расставшись с Машулей, поехали вниз отвозить Борисовых в Балаклаву, где они отдыхали. «Клава», пусть даже и «Бала», оказалась маленьким, очень провинциальным  городком, с круглой закрытой бухточкой, ржавыми пароходами времен русско-турецкой войны и купеческой набережной. Над городком высится развалина Генуэзской крепости. Пейзаж – разительное отличие от нахально-курортной, скажем, Алупки. В общем, что-то Купринское во всем этом есть и в современных листригонах просматривается дух их былых авантюрных приключений. Недоумение вызвало только отсутствие признаков Великой советской военной тайны, из-за которой городок раньше был закрыт для посещения. Но на то она и тайна. По всей видимости, у Украины тайн от граждан нет! Все разграблено.
22 июня. Во второй половине дня позвонила Мурочка и попросила забрать ее сегодня, а заодно, сказала: посмотрите концерт. Рванули. По уже знакомому маршруту, накупив черешни и фруктов, прибыли в «Атлантику». Интересно, что в лагере директорствует Ульяна из «Горизонтовки» (см. ВПМ №6). На концерте, который проходил в горной лощине, выступали вожатые. Наблюдая за концертом, я все-таки надеялся, что вожатили они лучше, чем пели и плясали. Не Ростроповичи, конечно, на виолончелях бы не смогли… Но от души! А душа, какую бог послал.
Уезжали уже ночью, подчеркну, Крымской ночью. Вместе с Машенькой! Горные перевалы и дороги я уже преодолеваю в любое время суток.
23 июня. Машин день варенья! И Троица.
Сходили в Гурзуфскую церковь, которая находится в бывшем мебельном магазине типа «аквариум»! Огромные витрины занавешены и создают нужный полумрак, как и защиту от жаркого солнца. Не мог понять в какой мы церкви – «враждебной» Украинской или Русской Православной. Странные, хотя и понятные религиозные противостояния двух братских славянских государств. При обретении незалэжности, украинские церковники, для которых вопросы мирские оказались важнее веры, отделились от Московского Патриархата и стали «приватизировать» все церкви на территории Украины… Бог рассудит, но они постоянно устраивают какие-то шествия, захваты и сеют смуту. Но Гурзуфская церковь оказалась нашей, истинной. Помолились во здравие Маруси.
Торжественный ужин в ресторане «Саламбо» на вилле художника Коровина в окружении творческих реликвий целого века. Чудное море в манере Куинджи, чудная Машенька кисти Серова, серебристо-золотая луна в ночном небе с полотен Левитана, ленкоранская акация Сарьяна и, просто, теплый, ароматный, бархатный вечер. 12 лет жизни нашей Машеньки, такой же красивой и доброй как этот звездный вечер…
26 июня. …Очень здорово идти со своей собственной доченькой, держа ее за руку, по вечернему Гурзуфу! Море штормило, и нас сопровождал шум прибоя. Начались тренировки в большой теннис у нашего тренера Николая Логинова. Хороший человек из Горловки, он тренирует по всем видам спорта весь ММЦ и весь Гурзуф уже много лет, с доисторических времен, как он рассказывал, аж с первого приезда в Крым «Машины времени».
30 июня. Уже все вместе поехали в гости к Борисовым в Балаклаву. На ялике из бухты сплавали в открытое море. Подробно осмотрели руины военной базы, которую начинают скупать англичане в память о Крымской войне. В продолжение дня рождения поехали в чайхану в Ласпи, но так как для вегетарианца Саши Борисова не оказалось десерта, домчались до Симеиза, где его получили в знаменитой (для нас) «Чайке». Симеиз как всегда великолепен.
2 июля. В Алупке встретили всю многочисленную семью Никулиных, но поочередно: сдали Жанне фотопленки, попили «хороший» кофе с Сергеем, через парк прошли в Воронцовский дворец и во внутреннем дворе нашли Людмилу, а на главном фасаде – Виктора Михайловича. Он рассказал, что занялся кинематографией и создает собственные фильмы. Виктор и раньше был склонен к творчеству, он писал стихи, рисовал в меру сил, занимался художественной фотографией и вообще умел видеть прекрасную природу Крыма. К вечеру собрались в очень стильном ресторане «Карамба». Посидели, поговорили о жизни, провели сравнительный анализ дел Украины и России…
7 июля. Совершили несколько походов по старому Гурзуфу.
Сталкиваясь с украинской курортной жизнью, задумываешься как М.Задорнов, почему и властители и предприимцы Украины такие, как бы это помягче сказать, заторможенные, что ли – почему много лет ежедневно отключают не только горячую, но и холодную воду в разгар сезона? Почему отключают лифт днем и вечером? Почему весной и летом татары, распугивая туристов – свой хлеб, устраивают воинственные митинги? Почему, не смотря на законодательный запрет, пляжи платные? Почему бушует ДАИ, останавливая без дела? Почему нет элементарных урн и простых скамеек? И прочее, прочее… Я уж не говорю, что зимой в крымских квартирах вообще нет тепла! Неужели за эти годы независимости нельзя было все это решить? Не может быть, что бы никто не понимал, что это – прибыль, реальные большие деньги. Очень большие. Как для государства, для частного бизнеса, так и для простых граждан. 
8 июля. Ездили в аквапарк в Симеиз. Хорошо, но для меня мелко. Как «хозяева жизни» въехали на Ленд Ровере прямо на набережную у скалы Дива!
В Ялте купили вентилятор на ножке – вот чего не хватало для полного счастья.
12 июля. Были на Кипарисных скалах. Элитный пляж… Знаменитости… Богема… И, в подтверждение антуража, вдруг видим, как наша подруга Ира А., с развевающимися волосами, как бегущая по волнам, рассекает прибой.
23 июля. С утра, сизой пеленой, стали собираться тучи. Но дождя все не было. Шу пошла к врачу по поводу боли в ушах. Вернулась с тяжелым отитом, требующим кардинального вмешательства. Вмешались за 150 гривен, – кто ж будет кардинально-то задарма! Пошел дождь. Холодно, всего +25С…
25 июля. Еще один год прошел с ключевой даты.
Чтобы увидеть будущее, надо обратиться к прошлому. Перелистать страницы истории, вспомнить людей, которые сопровождали события, строили твою жизнь, влияли на судьбы. По ТВ объявили – день памяти Высоцкого. Да! Но для меня это день и памяти всех добрых людей, прошедших сквозь мою жизнь и сыгравших какую-либо роль в небесной книге «А.Щ. и все, все, все». Мы живем в памяти и своей и чужой. Встречаясь и приветствуя друг друга, мы говорим, – Здравствуй! Но тех, кого уже нет с нами, мы можем сохранить только в нашей памяти. И это очень много. Нужно лишь уметь хранить время. Тогда «вчера» может стать и «сегодня» и «завтра». И, люди умеющие хранить время, даруют себе и другим вечную жизнь.
  Надо еще уметь быть благодарным всем тем, кто участвовал в создании Нашей жизни, Нашего мира и Нашей памяти.
27 июля. День Военно-морского флота России в Севастополе. Так как мы заранее забронировали номер в гостинице «Гостевой Дом», то ехали увереннее. «Дом» нашли с третьего раза в балочке посредине Севастополя. Отель хороший, с патио, бассейном, фонтаном и тренажерами. Поехали проветриться – сначала в Херсонес, где на Владимирском соборе сиял «наш» крест, но вокруг стройка еще продолжалась, а потом из Арт. бухты на катере совершили предварительный смотр кораблей, включая новейшие, у которых скорость, как говорят, 200 км/ч, и вообще обход всей Севастопольской бухты.
А сегодня во Львове разбился самолет, врезавшись на воздушном празднике, прямо в толпу зрителей! Много жертв. 
28 июля. С трудом проснулись, с трудом отстояли час до начала, с трудом пробились на трибуну, с трудом заняли место. Но тут выехал на белом катере адмирал и… отменил парад! В связи с трагедией на Украине. Все правильно и понять можно, но не в последнюю же секунду отменять. А то ведь чуть детей не подавили, а особенно ретивые чуть драку из-за мест не организовали…
В этом году, значит, обойдемся без бомбометания.
30 июля. К тренеру Николаю приехала дочка чемпионка Донбасса (как я  думаю). Так ли, нет, неизвестно, но по Швейцариям, Таня, играет.
2 августа. Спускались в Мраморные пещеры, – экскурсоводы говорят, что не все возвращаются…
3 августа. Судак пал под нашим натиском и упорством! Несколько лет мы пытались проникнуть в этот «загадочный» город, но судьба все время отводила нас. И вот, мы завоевали не только Судака, а и Феодосию с Коктебелем. Доехали по извилистой, горной, прибрежной дороге, даром что этот район называется степным – перевалы и кручи еще те! Судак пыльный и хаотичный и совсем не выглядит древним. Но Генуэзская крепость потрясающа! Ходил по земле обильно политой кровью и думал о людях, которые жили здесь тогда и сейчас. У Мурочки была температура. Когда мы все полезли на самую кручу крепости, мы оставили Машулю  одну, и она сидела далеко внизу маленькой белой точечкой посредине огромного кратера крепости. Пошли к морю смыть усталость. Когда Шу заходила в море, ударила молния и грохнул гром – так Судак сдался окончательно нам на милость.
Феодосия – большой тенистый город. С помпезным вокзалом и железной дорогой, проходящей прямо у моря. Можно выйти из вагона и искупаться. Купили картину почти Айвазовского и, по ночному шоссе, отправились восвояси. Пока мы ездили, оказалось, на ЮБК прошел ливень, и весь Гурзуф затопило! Не пройти, не проехать.   
7 августа. Пошли с Зуритой на «Кефали» в море. Собирался дождь, слегка пролился и сразу заяснило. Пошли мерные, широкие валы по изумрудному морю, которые всех убаюкали. У Аю-Дага занырнули в прозрачные глубины. Было чисто и прохладно. Но солнце быстро пригрело, и сразу воздух вобрал в себя все запахи моря и всю пролившуюся влагу. Запарило.
Здесь в Крыму, не бывает простого, понятного нам, моросящего дождичка. Все гремит, сверкает, льет так, будто в небе проделали дырки и, причем, так происходит который день. Какая могучая энергия. Вот и сейчас, поздним вечером, над морем полыхают грозы. Хорошо, что мы все уже дома…  
8 августа. Необыкновенная природа Крыма опровергает мои наблюдения: сегодня с утра идет моросящий мелкий, но теплый дождь. Все небо серое.
Произвели Второй пеший переход. На гору Крестовую. Куда царь пешком ходил! Царская тропа – 6711 м. Подкрепившись в Ливадии кофе «Лавацца» и поклонившись памяти замученных праведников, и, с Богом, отправились в поход. Царственная природа сопровождала нас. За каждым поворотом открывались сказочные виды, сквозь ветви разнообразнейших растений. Миновали strawberry fields, водопады, сосновый лес, лиственный, опасные скалы, отвесные кручи, проезжие дороги и… мы на высочайшей вершине! Которая оказалась санаторием имени вездесущей Розы Люксембург. Тут же и Гаспра у подножья Ай-Петри. Наличие обжитых мест на покоренном «пике» не смутило нас. Победа была полной! Я торжественно поздравил Шурту и Маурилью с присвоением титула «Царская Горная Белка».
Из Гаспры в Ялту – на банкет по случаю Великого Перехода. Ресторан «Золотой лев» гораздо богаче Ливадийского дворца, – здесь было гораздо больше золота, подсвечников и прочего бархата. Хотя кормят хорошо.
Вся Медведь в тумане. А в России, оказывается, чуть не смыло Новороссийск. Так что здесь еще ничего.
10 августа. Алушта местами старинный, местами советский, южный городок без шика, но достойный образец нашей коллекции. Как сказала Шу: Алушта – Сочи Крыма!
14 августа. Взяв тренера Николая, его дочь Таню, поехали в Алупку на прощальный ужин в «Ностальжи». Весь вечер был наш в смысле музыки и в смысле поесть – замечательные музыканты, во главе с Сергеем из Запорожья, играли для нас, уже знакомые метрдотели суетились, стараясь угодить нашим желаниям. Ну, может быть, нам так казалось. Подошли Сергей с Жанной и Виктор Михайлович Никулины. Виктор заказал песню специально для маленькой Машеньки. Банкет разворачивался успешно и, к счастью, наконец, потерял официальность. Шумел кипарис и пальмы гнулись... Как  финальный аккорд, Николай Логинов потребовал Битлз и все с ним согласились! Все было  хорошо и всем, в том числе музыкантам и рестораторам, очень понравилось.
Простились с Алупкой и с Никулиными на ночной площади под Лениным.
И нырнули в ночь…
15 августа. Все когда-нибудь кончается – и плохое и хорошее. Вот и ХХ–ый век подходит к концу и наше путешествие завершается. А ведь, казалось, что жизнь, по крайней мере здесь, бесконечна.
Есть известная легкомысленная песня из фильма про путешественников с очень серьезной фразой, которая заставляет задуматься над сущностью времени:
«… Есть только миг между прошлым и будущим –  
       Именно он называется жизнь…»
И мы проходит через эту острую грань снова и снова, приближая неотвратимое будущее и уповая на Господа. А Природа, не желая расставаться, тоже грустит с нами дождем. Каждый год…
16 августа. В путь. Пора расставаться. Мы тут уже за столько лет что-то вроде местных жителей – все нас знают, со всеми раскланиваемся и прощаемся. Надеюсь, что крымские люди с грустью расстаются с нами, как и мы печалимся, покидая их страну, море и горы. Теперь мы полноправные и очередные «завоеватели» Крыма: мы объехали весь полуостров от Армянска до Феодосии, видели Тарханкут и Коктебель. Брали штурмом горные перевалы и морские просторы на всех видах транспорта и пешком.
Прощай прошлое, здравствуй Будущее.
Аминь.»

От автора: Хотя данное произведение ограничено рамками одного века, невозможно удержаться от соблазна и волею Проведения, заглянув в ХХI-е столетие, рассказать о том, что судьба в итоге занесла Щеголевых в Феодосию на самую последнюю гору Крымской гряды. И Александр, в конце концов, найдет там свой Зурбаган. В том, «далеком будущем», они все-таки построят свой собственный дом в расчете на долгую и счастливую жизнь под южным солнцем, в краю магнолий, который всегда так манил Сашу. В крымских традициях серебряного века, они назовут свою дачу – Вилла «Имажине», отнюдь не претендуя на оригинальность, а, имея в виду, только богатое Воображение их гостей и друзей, которые, как Щеголевы надеялись, будут «шумною гурьбой» наполнять их сады и виноградники.
И еще, – «Imagine» – знаменитая песня, которую написал John Lennon и Саша захочет, чтобы со склона горы Тепе-Оба всегда звучала только вечная музыка.
Наверное, на этом Великие путешествия семьи Щеголевых удачно закончатся, но кто знает, ведь никогда не стихающий Ветер Странствий всегда дует нам в спину…

(На этом Великие путешествия Маши заканчиваются, так как она росла, росла и выросла. И в дальнейшем все свои путешествия совершала уже одна или с друзьями. Грустно.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий